Бедный остров

27 марта 2003 10:00

После семилетнего перерыва вновь заработала гидрометеорологическая станция на острове Гогланд. Уникальное расположение - остров находится в открытом море на линии морской российско-финско-эстонской границы - дает возможность получать ценные данные о скорости ветра, уровне моря, видимости, ледовой обстановке. Они позарез нужны питерским синоптикам для прогноза невских наводнений. Особенно - после прекращения поступления аналогичных данных из Таллина.



Наблюдения на островной станции Гогланд начали вестись еще с 1873 года. За всю историю они прерывались три раза: в 1918 году, когда наступали войска Юденича, с 1941 по 1945 годы - во время Великой Отечественной и с 1995 по конец 2002 года. Так что наше мирное время оказалось для гидрометеорологической станции страшней войны.
В 1995 наблюдения были приостановлены из-за недостатка средств. Продукты, топливо, материалы, людей сюда доставляют либо морем - а от Питера до Гогланда 12-14 часов хода, - либо вертолетом. И если раньше Гидрометслужба имела свои суда, теперь одна надежда: на пограничников - на острове базируется гарнизон погранвойск.
- Семилетний период вынужденного простоя мы перенесли без значительных потерь только потому, что в этот период было сравнительно мало наводнений, - говорит и.о. начальника Гидрометцентра Санкт-Петербурга Людмила Дрень, - да еще благодаря профессионализму наших синоптиков. А уйдут они на пенсию - менее опытной молодежи без данных Гогланда спрогнозировать невские наводнения будет крайне сложно.
В минувшем году Гидрометслужбе удалось сделать прорыв. Силами ГУ «Ленинградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на острове капитально отремонтированы жилые дома для сотрудников, обновлено оборудование, установлен дизель-генератор и даже ветряк! На восстановление станции Ленинградский ЦГМС израсходовал более 250 тысяч рублей.
Все бы хорошо, но до сих пор данные наблюдений на «большую землю» передаются лишь эпизодически, питерские синоптики по-прежнему сидят на голодном информационном пайке.
По словам заместителя начальника Ленинградского ЦГМС Виктора Загребнева, опять-таки не хватило средств на установку надежной системы связи. Пока персонал станции вынужден обращаться за помощью к бригаде строителей, сооружающей на Гогланде фешенебельный туристический яхтенный комплекс. Увы, сегодня у частных фирм денег больше, нежели у государственных структур, обеспечивающих нашу с вами безопасность.

Лина ЗЕРНОВА