Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Алюминиевый пригород

6 марта 2003 10:00

О планах строительства во Всеволожске алюминиевого производства «Новая газета» писала уже не раз - с тех самых пор, как эти планы возникли два года тому назад. И хотя времени прошло немало и написано достаточно, тема не потеряла актуальности. А остроты - тем более.



Запевалами «алюминиевых страданий» в последние дни вновь стали экологи. «Ну что вы опять будоражите общественность, - пробурчали в их адрес недовольные, - вроде уже и государственная экологическая комиссия работает, а вы опять за свое?» Госкомиссия действительно работает - с середины февраля, а закончить работу должна в середине мая. И вынести заключение по проекту строительства Всеволожского завода прокатных изделий, который должен разместиться в цехах «Русского дизеля» в промзоне Кирпичный завод, что в 6 километрах от Всеволожска и в 24 - от Санкт-Петербурга.
И все же общественники «встряли» в тему неспроста. Полтора года их деятельности прошли не зря: результаты общественной экологической экспертизы, проведенной под эгидой межрегионального общественного движения «Экологическая безопасность», официально зарегистрированы Министерством природных ресурсов России и приобщены к материалам госкомиссии. Более того, в состав 17 членов государственной экспертной группы включена председатель общественной экологической комиссии Наталья Линевич. А основания для того, чтобы этим занималось Минприроды, веские: алюминиевое производство относится к I классу вредности, так что экспертиза должна проводиться на федеральном уровне.
- Выходит, к мнению общественности все же прислушиваются, - говорит Наталья Линевич. - Хотя это не означает, что госкомиссия возьмет наши выводы за основу. Но по закону государственная экологическая экспертиза проводится «с учетом результатов» общественной экологической экспертизы. И если в итоге мнения двух третей экспертов окажутся отрицательными, общее заключение комиссии будет отрицательным.
Что касается заключения общественной экологической экспертизы, то оно однозначно: разворачивать во Всеволожске вредное алюминиевое производство ни в коем случае нельзя. По мнению экспертов, технологический цикл производства первичного алюминия грозит жителям Всеволожска неисчислимыми бедами. Один из экспертов, доктор медицинских наук Игорь Меркушев утверждает, что из-за вредных выбросов в атмосферу во Всеволожском районе можно прогнозировать увеличение заболеваемости органов дыхания, астматических, кожных болезней, аллергий, заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваний... Это, по мнению профессора Меркушева, косвенно подтверждается наблюдениями в Волховском районе, где действует аналогичное производство.
- Мы, конечно, понимаем, что завод может внести большой вклад в налогооблагаемую базу не только Всеволожского района, но и всей Ленинградской области, - говорит доктор наук Виктор Питулько, замдиректора научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН. - Но нельзя делать это за счет здоровья людей. Изготовление алюминиевого профиля и выплавка алюминия - это вещи совершенно разные. Примерно половину всего объема предполагается изготавливать из выплавляемого алюминия. Но и здесь есть различия. Если бы речь шла о выплавке алюминия из лома - это одно. Но на ВЗПИ собираются выплавлять 47 тысяч тонн первичного алюминия - из глинозема, а это очень грязный процесс.
Разработчики проекта ВЗПИ доводы экологов, естественно, отвергают. По их мнению, все приведенные ими расчеты корректны и свидетельствуют о полной безопасности производства. Еще в прошлом году гендиректор ВЗПИ Виктор Яковлев, ссылаясь на данные Всероссийского алюминиево-магниевого института, уверял общественность в том, что выплавка 48 тысяч тонн первичного алюминия ничем особенным не грозит: предельно допустимые концентрации вредных веществ в пределах километровой санитарно-защитной зоны не превысят всего лишь одной четвертой от допустимой величины. То есть будут вчетверо ниже допустимых.
Но заверения заводчан не успокоили местных жителей. В первую очередь тех, кто живет в непосредственной близости к промзоне «Кирпичный завод» (это 63 дома и около 200 жителей, не считая дачников, появляющихся в здешних краях ближе к лету). Их поддержала местная представительная власть - собрание представителей муниципального образования «Всеволожский район». А местная исполнительная власть - нет. По словам сопредседателя межрегионального общественного движения «Экологическая безопасность» Ирины Гуреевой-Дорошенко, позиция администрации Всеволожского района однозначна - лоббирование интересов завода.
Впрочем, решать этот вопрос будут не во Всеволожске, а в правительстве Ленинградской области. Еще в феврале прошлого года межведомственная комиссия при правительстве рассмотрела декларацию о намерениях ВЗПИ. Горячим сторонником проекта выступил тогда вице-губернатор и председатель МВК Григорий Двас. Сегодня в областном комитете по экономике и инвестициям (возглавляемом все тем же Двасом) высказываются осторожней: проект строительства ВЗПИ будет одобрен правительством Ленобласти только при наличии достаточных гарантий безопасности здоровья для жителей района.
Выходит, кипучая деятельность «зеленых» не пропала даром? Об этом говорить еще рано. Прецедентов эффективного срабатывания экологического законодательства в России пока практически нет. А на кону огромные деньги. И «водочный король» Александр Сабадаш, который стоит за спиной нового алюминиевого монстра, деньги считать умеет. Для его людей сейчас главное - согласовать проект с МВК. А дальше, как уже бывало не раз, при наличии на руках заветного разрешения, в проект по ходу реализации могут быть внесены изменения. Например, об увеличении мощности завода в два-три раза. А уж тогда, когда завод построен, ни властям, ни местным жителям деваться просто некуда.

Николай ДОНСКОВ