Музей на осадном положении

17 марта 2003 10:00

Россия - страна неожиданностей. Отопительный сезон, паводок, садово-дачные миграции наступают здесь стихийно и совершенно неожиданно, особенно для властей. Более того - юбилеи, даже трехсотлетние, тоже наступают внезапно. Вот как юбилей Петербурга.





То, что город еще не готов к празднику, дело ясное. Более всего удивляют (и вызывают сочувствие) группы туристов, бродящие по разрытым улицам мимо строительных лесов и рекламных плакатов, укрывающих знаменитую архитектуру. Заплатив деньги за путевку и экскурсии, туристы вправе ожидать хотя бы полноценной музейной программы. Но музейная программа тоже оказывается сильно усеченной. Эрмитаж, непотопляемый символ Петербурга, не избежал общегородской беды. В начале юбилейного года и за два месяца до главных торжеств он представляет печальное зрелище.
К примеру, в Зимнем дворце закрыта анфилада парадных залов. Сейчас идут работы по укладке паркета в Аванзале - это единственное, что могут увидеть в приоткрывающиеся двери и услышать посетители. Закрыты на реставрацию Галерея 1812 года и Тронный зал. Это печально не только само по себе, но и в связи с особой географией музея. Через эти помещения можно было попасть в Галерею средневекового искусства и далее - в Малый Эрмитаж.
Впрочем, выставка средневекового искусства закрыта с января по причине банальной аварии. Батареи центрального отопления не выдержали морозов в начале года, промерзшую часть галереи отделили от неаварийной полиэтиленовой растяжкой. Вообще, отсутствие отопления на экспозициях - это не новость для музея. Одна из анфилад отдела искусства Китая не отапливается уже давно, и лишь немногие посетители попадают в уникальную коллекцию китайского фарфора, лака и эмали.
На реставрацию закрыты залы итальянского Возрождения. Знатоки и любители Эрмитажа в панике мечутся в поисках Леонардо да Винчи. Его «подселили» к Рафаэлю. Из-за скученности шедевров (два Рафаэля, два Леонардо, скульптура, майолика) в зале постоянно топчутся три-четыре группы и еще неорганизованные посетители. Если группам дорогу к шедеврам расчищают самоотверженные экскурсоводы, то обычным гостям увидеть что-либо почти невозможно.
Впрочем, как всегда, многие экспонаты тоже отсутствуют, находясь на выставках и в реставрации. Логично было бы везти картины в Эрмитаж для создания юбилейного ансамбля, а тут - увозят!
В зале Рембрандта гостей интригует зияющая пустая рама, вызывая нездоровые размышлениях о кражах, подменах и прочей детективной беллетристики в духе Андрея Константинова. Традиционная бирка «взято на реставрацию» - не больше визитки. А рама - большая, золоченая, пустая. Кстати, никаких пояснений в связи с закрытыми залами и перемещенными экспонатами музей не дает - я не заметила ни одного объявления даже на информационных стендах. Кроме того, ходят слухи о том, что подобные перевески плохо отражаются на безопасности экспонатов. Вряд ли музей поделится достоверной информацией о состоянии сигнализации, но даже на непрофессиональный взгляд прорехи в системе безопасности вполне вероятны. Кстати, одни знакомые студенты, народ незастенчивый и любопытный, провели собственное расследование на этот предмет совершенно варварским, но действенным способом. Они ходили по залам и подносили руки к картинам, проверяя - запищит или не запищит. Потом с удовольствием рассказывали, где «не пищит»...
Если до Китая еще нужно добраться, то уж вестибюль и Главная галерея, это первое что видит посетитель. Она сейчас похожа на стройплощадку европейского образца. Все укрыто и застлано полиэтиленом, им же укутаны скульптуры. Галерею готовят к большой чистке. Это прекрасно. Вопрос только в том, почему этого нельзя было сделать раньше. Не всякая хозяйка решится пригашать дорогих гостей во время ремонта. Или мартовские посетители менее дороги, чем майские?
Администрация музея уверяет, что именно к маю Эрмитаж будет открыт во всем великолепии интерьеров и коллекций. Но, вероятно, музей-гигант разделит беду всего города - что-то наверняка не успеют, где-то наверняка схалтурят. Готовиться, по большому счету, уже поздно. Сама администрация города, распределив праздничные мероприятия по всему 2003 году и с помпой поздравив горожан с Новым («Нашим») годом, дала понять петербуржцам и гостям, что праздник уже начался. Но состояние города и его главного музея еще раз убеждают - это праздник не для нас, а для высоких майских гостей.

Анастасия БЕЖЕНЦЕВА
Фото Александрa ГУТОРКИНA