Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Последний управдом города питера

20 марта 2003 10:00

Только очень невнимательный и неблагодарный петербуржец не заметил, что за последние 10 - 12 лет в Петербурге произошло не менее пяти жилищно-коммунальных реформ. Последняя из них (если не считать нынешней) грянула три года назад. В январе 2000 года приступили к работе первые 50 управдомов. Сегодня в городе 1556 домоуправлений и... всего один настоящий управдом. Идеологом возрождения «друга человека» в 1999 году стал Александр Олтяну, работавший в ту пору заместителем председателя Комитета по содержанию жилого фонда. В 1999 году перед ним стояла сложная задача: скрестить социализм с капитализмом, не пользуясь ничем, кроме дворницкой метлы и компьютера...





Рациональное зерно
В основу реформы легла идея, рожденная еще в эпоху пролеткульта, - поселить в каждом доме ответственного и невероятно коммуникабельного человека, который управлял бы всеми, кто поддерживает дом в порядке (дворниками, сантехниками, слесарями, общественницей тетей Машей...) и одновременно следил за тем, чтоб сами жильцы не плевали в форточки, не жарили на лестницах шашлыки, не задирались к собственным женам (на этот случай управдомам предписывалось наладить отношения с участковыми).
План действий в нештатных ситуациях: потек кран в квартире - через пять минут жалобщик уже в конторке управдома, а у того под боком все необходимые для починки материалы и рабочие - дежурный сантехник, слесарь, плотник. Не справиться своими силами - обращаешься в центральную жилконтору или в аварийную.
Но если бы институт домоуправления сводился только к этому - это была бы копия социалистической системы домоуправления. В новом варианте управдому вручаются бразды правления не только сантехниками, но и финансами. Для этого в каждом домоуправлении карточка текущего лицевого счета - таблицы примерно на 100 позиций, где расписаны все доходы и затраты.
В карточке, которую составляет ГУЖА на основе расчетов экономистов, все расходы расписаны по нормативам - сколько нужно потратить на дворников, на очистку тротуаров, на ремонт и т.п. Однако управдом имеет право эти средства перераспределять по статьям, учитывая пожелания жильцов и собственные соображения. Например, экономя на уборке тротуаров ради того, чтобы чаще мыть лестницы. Зарплату дворникам определяет губернатор, однако управдом может лишить их премии, если на сантехника нажаловались жильцы или он просто запил. А для того, чтобы управдом не мог злоупотребить этим, денег он, в отличие от председателей ЖСК, вживую не видит. Все расчеты осуществляются в безналичной форме, управдом только дает указания своему ГУЖА (районному жилагентству), сколько на что потратить. Естественно, укладываясь в лимит, который рассчитывается исходя из текущих тарифов и периодически индексируется. Все расходы и работы заносятся в компьютер. В любой момент любой житель дома может залезть в него и проверить, сколько на что потрачено. Постоянно этим занимается домовой комитет, созданный из жителей дома на выборной основе.
Планировалось создать 1500 жилуправлений на город. Например, в одном только Фрунзенском районе - 130. Проживая в одном доме с подшефными жильцами, управдом должен был прочувствовать на своей овечьей шкуре все тяготы их собачьей жизни.
Все это было прописано в приказах Александра Александровича Смирнова, ныне вице-губернатора, а в ту пору - председателя КСЖФ.

Управдомы первого созыва
В конце 1999 года первые 50 управдомов, набранных из числа опытных жилищников, прошли специальные курсы и в январе должны были приступить к работе. И тут началось то, что отличает нашу страну от скучных европейских государств.
В домах не обнаружилось помещений для управдомов - красные уголки давно распродали коммерсантам. Людей начали оформлять на работу, когда они уже по 2 - 3 недели работали, но некоторых так и не приняли. Оставшихся распихали по жилконторам, выделив им там по комнатке и нарушив тем самым принцип, положенный в основу реформы, - управдом живет и работает в доме, которым управляет. Прошло уже несколько месяцев с того момента, как управдомы приступили к исполнению своих обязанностей, а возможности исполнять их все не было. На весь город обнаружилась лишь одна женщина, которая решилась противостоять этому и сделать все так, как предписано указами, - Надежда Пальцева.

Последняя из могикан
Из 50 управдомов первого призыва только Надежда Борисовна до сих пор не сменила профессию и работает домоуправом в ЖЭС-5 Фрунзенского района. Ради чего - непонятно. Оклад - 1572 рубля, из них 1336 руб. ежемесячно уходит на квартплату. Выжить помогают алименты и дочь. И еще - чисто моральное удовлетворение от безграничной любви подопечных ей жителей за то, что Надежда Борисовна, например, выжила из дома наркодилеров, которые очень любят снимать квартиры в Купчине, и резко сократила число детей-наркоманов, не уменьшив при этом численности населения.
Из 20 с лишним требований, предъявляемых Комитетом по содержанию жилфонда к домоуправлению, г-же Пальцевой не удалось выполнить только два - выбить телефон и компьютер у тех, кто предписывал это сделать, - то есть у чиновников КСЖФ.
- Проработав в жилищной системе 20 лет, я уже совсем было собиралась ее покинуть. И тут объявили набор в управдомы. Я поверила в эту идею, - рассказывает Надежда Пальцева. - Но, едва закончив курсы управдомов, встретилась с труднопреодолимыми препятствиями. Пять месяцев у меня ушло только на то, чтобы районное жилищное агентство изготовило, наконец, первую в городе карточку текущего лицевого счета домоуправления за май 2000 года. Получив ее, я наконец получила возможность учитывать доходы и расходы на содержание двух доверенных мне домов и как-то за счет перераспределения статей расходов улучшать жизнь.
- Но это же не спасает от дефицита?
- Вместе с экономистом нашего ЖЭС мы посчитали, что домоуправление, которое я получила, - два дома с общей полезной площадью 50 000 м2 и прилегающей территорией - даже при тех мизерных затратах на содержание, как сегодня, может быть рентабельным.
Я придумала несколько способов сэкономить. Например, затраты на вывоз мусора пропорциональны его объему. Я стала утрамбовывать мусор и обучила этому своих дворников. Пять месяцев мы доблестно трамбовали хлам ногами. Сэкономленные деньги предполагалось пустить на ремонт. Но когда я отправилась с этим предложением в свой ЖЭС, затем в районное жилищное агентство (РЖА, теперь - ГУЖА), наконец в Комитет по содержанию жилфонда, то везде получила примерно одинаковый ответ - не лезь не в свое дело, деньги мы сами будем распределять.
- А к высокому начальству не пробовали пробиться?
- Ко мне на участок приезжал Владимир Хренов (председатель КСЖФ). Я рассказывала, как и на чем еще можно сэкономить. Например, мы опробовали счетчики воды на дома и обнаружили, что платим за количество воды в 3 раза большее, чем на самом деле получаем. Хренов обещал помочь с приобретением счетчиков тепла, но пока что не помог. Когда губернатор развернул борьбу с должниками, я ходила к главе района (в то время) Анне Марковой, предлагала выселить трех пьяниц, которые задолжали по квартплате до 40 000 рублей на человека, дать им меньшую площадь, а на эту заселить очередников. В руководстве района мне сказали - да, конечно, давайте, но с согласия пьяниц...
Губернатор Яковлев тоже меня выслушал, посочувствовал, обещал, что скоро зарплата у дворников будет такая, что каждый сможет купить квартиру. Я приехала, рассказала это своим коллегам. Все посмеялись. И это очень горько. Ведь в основном благодаря нам, жилищникам, губернатора избрали. Мы сделали ставку на него, как на своего, из жилищной системы. Первые годы еще надеялись, а потом поняли, что не на те сани сели. Это непростительно - зная хорошо жилищную систему, довести ее до такого развала. У нас на складе запчастей для сантехники даже крыс не осталось, хотя квартплата постоянно увеличивается.
- Что предлагаете?
- Когда в мае 2000 года, через пять месяцев борьбы, я поняла, что никому среди руководства жилищников управдомы не нужны, у меня оставалось два выхода. Плюнуть на все или попытаться работать с депутатами. Я выбрала второе. И кое-что получилось. Благодаря Олегу Сергееву, которого у нас переизбрали уже на третий срок, в двух наших домах мы поставили железные двери, новые почтовые ящики, а будущим летом, дай бог, сделаем красивые газоны и клумбы с цветами.
Оставив Надежду Борисовну в состоянии надежды на лучшее, мы отправились в Комитет по содержанию жилищного фонда. Искать того петуха, который склевал рациональное зерно реформы.

Итоги
Что же в результате получилось из идеи «Управдом - друг человека»? Чиновники Комитета по содержанию жилищного фонда уверяют, что эксперимент с внедрением системы управдомов удался. По некоторым формальным позициям это соответствует действительности. Например, к настоящему моменту удалось создать 1556 домоуправлений, даже больше, чем планировалось. Весь город поделен на аккуратные пирожки, имеющие технические паспорта и экспликации земельных участков (в просторечии - топографические планы). Однако сколько именно управдомов работает в каждом домоуправлении, в КСЖФ мне так и не смогли сообщить. Ясно только, что их гораздо меньше, чем управлений. В большинстве своем домоуправы опекают не по два дома, как положено, а по пять-шесть, некоторые даже по 10. От народа, они, увы, дальше, чем хотелось бы, - сидят в комнатенках, выделенных в жилконторах. Компьютеров у них нет. Лицевые счета не ведутся. В распределении средств управдомы не участвуют, а только ходят в вышестоящие инстанции с протянутой рукой - подайте на ремонт крылечка, мы ведь столько сэкономили. На что им говорят: фигу вам, кроме зарплаты ни на что не хватит. Фактически нынешние управдомы только называются так, а по сути исполняют роль техников-бригадиров при жилконторах, командующих дворниками. По сравнению с 1999 годом в жилищной системе, пожалуй, так ничего и не изменилось.

Алексей ОРЕШКИН
Фото автора