Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Стандарты классные. реальность — нестандартная

6 июня 2011 10:00

С 1 сентября первоклассники будут учиться по новым стандартам. Чтобы учителей, знакомых с новыми требованиями и подходами к обучению, хватило на всех, курсы повышения квалификации пройдет около 2000 педагогов. Новации обещаны — остается выяснить, что они нам сулят.




Новое — хорошо забытое старое
Специалисты утверждают, что новый стандарт «впервые ориентирован на личностные характеристики выпускника начальной школы».
Вот «портрет выпускника начальной школы»:
— любящий свой народ, свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Все это безусловная новация для тех, кто недавно окончил школу, не состоял в октябрятской звездочке и не заучивал пионерскую присягу. Тем же, кто все это прошел, остается лишь понимающе хмыкнуть, поскольку портрет «идеального выпускника» мало чем отличается от светлого образа идеального октябренка-пионера.
С другой стороны, никаких критериев оценки личностных компетенций учащихся стандарт не предусматривает. Поэтому проверять, сколько идеальных детей удалось воспитать учителю за четыре года, а сколько из них не дотянуло до заданной планки, никто не станет…

Директорам предложили извернуться
Реальное нововведение — в следующем году у школьников будет не по два, а по три урока физкультуры в неделю. Как пояснили в пресс-службе Комитета по образованию, дополнительный урок вводится не вместо русского или математики — просто в учебном плане появится дополнительный час (так, например, у первоклашек в один из дней будет не четыре, а пять уроков). Правда, информацию эту, видимо, довели не до всех директоров школ — многие родители утверждают, что их огорошили тем, что лишняя физкультура будет проводиться вместо русского или иностранного языка.
По словам председателя Комитета по образованию Ольги Ивановой, еще в прошлом году всем директорам было рекомендовано ввести третью физкультуру. Однако откликнулись не все — по вполне объективным причинам. Представим себе стандартную школу, где учатся дети с 1-го по 11-й класс, две параллели. Провести в каждом из классов по три урока физкультуры в неделю можно, если спортивный зал будет загружен по 11 часов с понедельника по субботу. Конечно, у многих питерских школ есть открытые спортивные площадки и даже стадионы, но заниматься на улице в ветреную, дождливую или морозную погоду СанПиНы не рекомендуют.
— У нас значительная часть уроков проходит на свежем воздухе — мы каток зимой заливаем, — дополнил ответ директор лицея № 369 Константин Тхостов. А директор гимназии № 261 Инесса Петренко рассказала, что им удалось решить проблему за счет пристройки второго спортивного зала.
— Вот видите, — резюмировала Иванова, — все от директора зависит! В прошлом году третья физкультура появилась в 214 школах. В 2011-м, как мы ожидаем, произойдет рывок, и практически все образовательные учреждения это сделают.
Директорам тех школ, которые не получили средства на строительство второго спортивного зала, она рекомендовала использовать ресурсы спортивных комплексов, «которые мы построили в каждом районе», договариваться с бассейнами — словом, изыскивать резервы. На деле «изыскать» удается не всегда — пропускная способность спортивных комплексов тоже ограниченна, да и вопрос транспортной доступности играет не последнюю роль. Поэтому родители уже жалуются, что в непогоду дети занимаются в зале по два класса — нетрудно понять, что особой любви к спорту после таких уроков у них не возникает.

Школы в поисках койко-мест
Еще более сложная ситуация с группами продленного дня. По словам Ольги Ивановой, они, как и прежде, будут финансироваться из бюджета. Но так как по санитарным нормам на продленке должен быть обеспечен дневной сон для первоклашек — организовывать продленку можно лишь там, где существуют раздельные спальни для девочек и мальчиков. Кроме того, в документе постоянно мелькает упоминание об игровых…
Тем не менее глава Комитета по образованию настроена вполне оптимистично. Касаясь вопроса о спальнях, она заметила, что «во многих школах помещения позволяют их оборудовать, но к 1 сентября это будет не везде». По сути, ответственность за нарушение СанПиНов переложили на директоров школ, которые оптимизма Ольги Ивановой не разделяют: в востребованных учебных заведениях лишних помещений, которые можно было бы переделать под спальни, давно уже нет. Вопрос с продленкой в разных школах решают по-разному. Где-то детей разрешают оставлять в школах максимум до 15.00, оформляя это как внеурочную занятость, но работающих родителей такой вариант очевидно не спасает. Во многих школах мамам пока обещают продленный день до 18.00–19.00. Правда, в ряде случаев это обещание сопровождается оговоркой, что полная ясность наступит только в сентябре.

Виктория РАБОТНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА