Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Музей идиотизма

21 июля 2011 10:00

Зная нравы руководящего слоя, нетрудно догадаться, что переход Матвиенко на другую работу повлечет замену всех ее выдвиженцев новыми кадрами. Поэтому все вице-губернаторы и руководители комитетов — уходящая натура, как говорят кинематографисты. Особенные претензии, вызванные уничтожением памятников культуры, уже давно и резко предъявляются руководству КГА и КГИОП. Поэтому благом для Петербурга можно считать скорый уход кадров, потворствовавших беззаконию и способствовавших уничтожению памятников. Летний сад — одно из самых ярких тому доказательств.

История о том, как КГИОП губил Летний сад




С чего все началось
В 1995–1996 гг. Галина Болотова, тогдашний директор Летнего сада, подчинявшегося Комитету по культуре, задумала скромные по объему реставрационные работы на территории Летнего сада. И обратилась с письмом в КГИОП. Она предлагала, во-первых, заняться вопросами дендрологии, обследованием деревьев и трав, поскольку в Летнем саду, между прочим, произрастает уникальный конгломерат трав, во-вторых, восстановить 4 фонтана и 4 боскета. Ни о каком воссоздании сооружений в ее письме не было и речи.
В итоге возникло архитектурно-реставрационное задание (АРЗ), написанное в КГИОПе и датированное 20 мая 1997 г., под которым стоят подписи председателя комитета Н. Явейна и начальника отдела ландшафтной архитектуры А. Реймана. По сравнению с тем, что делается в итоге, все выглядит осторожно, аккуратно и скромно.
Характер планируемых работ: обрезка, формовка, лечение, подкормка деревьев и кустарников, восстановление газонов; устройство поливочного водопровода; капремонт гранитных банкеток Карпиева пруда; поэтапное воссоздание шпалер с разработкой проекта деревянных конструкций шпалерника на Главной аллее по периметру боскетов; воссоздание на тот же период беседок, скамей, ограждений, трельяжных решеток, урн; исследование возможности воссоздания четырех фонтанов на площадках Центральной аллеи с сохранением и консервацией имеющихся фрагментов исторических фонтанов. Далее шла разработка вариантов оформления партера и Гаванца (со сносом деревьев), ремонт дорог, газонов, устройство бровки из дерна, реконструкция хоздвора с максимально возможным приближением его объема к бывшим оранжереям.
Если бы этот объем предложений сохранился, думаю, никаких протестов работы в Летнем саду не вызвали бы.

Эскизный проект
Дальше начался период передела собственности, завершившийся только к октябрю 2003 г. И в городе, и в КГИОП появилось новое начальство. К реставрации Летнего сада возвращаются в 2004 году, когда Летний сад уже собственность Русского музея. 24 июня 2004 г. заседал Совет по сохранению культурного наследия при правительстве СПб. Первым вопросом слушали информацию «Ленпроектреставрации» об эскизном проекте. В итоге одобрили концепцию реставрации «с учетом пересмотра соотношения реставрационных работ и реконструкции (воссоздания)». Под выпиской из протокола заседания подпись В. А. Дементьевой.
Однако если проследить эволюцию проекта, то будет видно, что соотношение все больше смещалось в пользу даже не реконструкции, а нового строительства.
В сентябре 2004 г. эскизный проект реставрации и реконструкции был завершен. Разработчиками выступили ГУП Институт «Ленпроектреставрация» и ООО «Рест-Арт-Проект». Согласован проект КГИОП 21 апреля 2005 г. Стоят две подписи: нач. отдела ландшафтной архитектуры О. Е. Милицы и председателя КГИОП В. А. Дементьевой.
Самый интересный раздел пояснительной записки — «Решения, принятые в проекте», а в этом разделе второй абзац: «В результате изучения материалов был сделан вывод, что Летний сад должен стать не только садом для отдыха, но и садом-музеем регулярного стиля с сохранившейся коллекцией скульптуры I половины XVIII века». Этот волюнтаристский вывод, утвержденный Дементьевой, и предопределил все, что было сделано потом.
В эскизном проекте предлагалось восстановить 4 боскета, причем перенести памятник Крылову в другое место сада; в северо-западном углу Лебяжьего канала устроить целый архитектурный ансамбль (Парадный партер, Коронный фонтан, каскад «Амфитеатр»); перенести хозчасть в воссоздаваемые Большую и Малую оранжереи; создать буленгрин (говоря по-простому, это окоп, плоский котлован), причем с мостом; Фабульную рощу с лабиринтом из шпалерника.
КГИОП и лично В. А. Дементьева этот эскизный проект и явно порочную концепцию с установкой на «сад-музей» согласовали 21 апреля 2005 г. Правда, в тот же день главному архитектору ГРМ И. В. Тетериной из КГИОП ушло письмо, подписанное Дементьевой. Подумав немного, она подтвердила согласование эскизного проекта реставрации Летнего сада при выполнении следующих условий:
1. Исключить: воссоздание Большой оранжереи, амфитеатра, фонтанов в Фабульной роще (лабиринте) из-за отсутствия необходимых исторических материалов; перенос памятника И. А. Крылову; устройство голландского сада на участке с северной стороны Летнего дворца, пилонов у моста на границе первого и второго Летних садов.
2. Включить на следующей стадии проектные работы по реставрации Летнего дворца, Чайного и Кофейного домиков, ограды, скульптуры, реконструкции инженерных сетей.
3. Разработать и представить варианты размещения хоздвора.
То есть сперва согласовала проект, явно не подумав, а потом все же подумала и в тот же день (!) послала вдогонку письмо с требованием исключить, включить, разработать и представить.


Рабочий проект
Автором является ООО «Рест-Арт-Проект», главный архитектор проекта —Николай Петрович Иванов. Проект был согласован КГИОП 2 октября 2009 г., стоят две подписи: Милица О. Е., нач. отдела ландшафтной архитектуры, и зам. начальника управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Сметанина М.Е.
Согласно экспликации воссоздаваемых зданий и сооружений, рабочий проект предусматривал помимо всего упомянутого уже 6 фонтанов и впервые появившийся сухой Гаванец.
Ни подписи председателя КГИОП, ни его первого заместителя на рабочем проекте нет. Возможно, что рабочий проект вообще не имеет законного согласования КГИОПа, хотя не знать о его деталях Вера Дементьева не могла; возможно, все было сделано именно так с умыслом, из осторожности. Дойдет до суда — а подписи-то и нет, какая-то Сметанина… Поскольку по федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» возможны только «работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны».
А предмет охраны в Летнем саду — это прежде всего сам Летний сад с деревьями, газонами и аллеями. Причем в том состоянии, в каком он пребывал, когда его признали памятником. И если, скажем, в списке КГИОП к Летнему саду отнесены Гаванец, боскет «Крестовое гульбище» с фонтаном и еще 11 фонтанов с засыпанными фундаментами, то предметами охраны как раз и являются засыпанные в 1780 г. Гаванец и в 1786 г. фундаменты фонтанов.

Кто согласовывал и когда?
В АРЗ 1997 г. фигурировали четыре фонтана, в эскизном проекте их число названо не было, в рабочем проекте их стало уже шесть. Сейчас ведутся работы по облицовке восьми фонтанов, возможно, будет еще один… А откуда взялись девять вместо шести? Кто их согласовал и когда?
Мораль всей истории очень проста: во-первых, совершенно очевидно, что переход Летнего сада в статус филиала ГРМ, с одной стороны, и смена руководства в КГИОП в 2003 г. с другой — оказались катастрофическими для памятника культуры.
Во-вторых, непосредственную вину за его гибельную переделку несет КГИОП.
В-третьих, новоделы лишены ценности и только испортят сад. Какую, например, ценность может иметь яма глубиной 60 см, которую назвали Гаванцем и выкопали у Летнего дворца? Ну яма и яма. Осенью в ней будет стоять вода, которая станет подмывать фундамент.
А какую ценность могут иметь 8 или 9 фонтанов, спроектированных и изготовленных в 2010–2011 гг.? Но даже если принять концепцию не сада для отдыха, а сада-музея «регулярного стиля с сохранившейся коллекцией скульптуры I половины XVIII века», то и в этом случае фонтаны, Гаванец — все это отнюдь не музейные экспонаты, а муляжи.
Если все это и можно назвать музеем, то только музеем петербургского идиотизма.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА