Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Милиционер умер обывателем

28 апреля 2003 10:00

На прошлой неделе Городской суд поставил точку в нашумевшем некогда деле об убийстве капитана милицейской «спецуры» Евгения Маликова. О заказном характере убийства заговорили сразу после происшествия, невзирая на то, что жертвами неизвестных киллеров стал не чиновник и не коммерсант, а офицер милиции. Впрочем, и киллеры считались неизвестными где-то день или два, а потом одного из них задержали на рынке при покупке героина, изобличив параллельно и в убийстве милиционера. В тот же день задержали предполагаемого организатора преступления, а еще через несколько дней - возможного заказчика. Тем не менее следствие тянулось еще более года, поэтому приговор вынесли только сейчас - спустя год и десять месяцев после преступления. Суд оправдал «организатора и заказчика» по всем статьям: наемный киллер превратился таким образом в отморозка, убивающего «без мотивов», а убитый капитан - из «бизнесмена в погонах» в добропорядочного служаку. И все наверняка остались довольны.





Золотой капитан
Итак, по порядку. Капитан Управления спецслужбы милиции Евгений Маликов работал в гостинице «Карелия». Спецслужба, а понятнее - «спецура», занимается расследованием и профилактикой преступлений, совершенных иностранцами и против иностранцев. Соответственно, во всех хороших гостиницах несут вахту пять - десять милиционеров УССМ. Седьмого июня позапрошлого года у Маликова был выходной, но он все равно приехал в «Карелию» обмыть свое приобретение - почти новую «Мазду». В карманах у капитана шуршали деньги - пять тысяч долларов, происхождение которых впоследствии так и не установили.
Когда Маликов с коллегой ходили по автостоянке, к ним подбежал молодой человек с полиэтиленовым пакетом в руках. Грянул выстрел: в пакете был спрятан пистолет. Маликов упал, а его спутник-милиционер бросился было вдогонку за стрелявшим, но вскоре отстал. Пистолет ТТ, из которого велась стрельба, и красная куртка, в которой был нападавший, позже обнаружились на обочине у проспекта Энергетиков. Судя по всему, здесь стрелок сел в машину.
Есть версия, что киллера сдали в милицию сами заказчики. Даже милицейское рвение, помноженное на удачу, не гарантирует, что убийцу удастся повязать спустя двое суток после преступления. Да еще с набором железных улик: таких железных, что задержанный предпочел сразу написать чистосердечное признание. Сумма, в которую оценили капитана Маликова, тоже была известна: 3300 долларов исполнителю и столько же - организатору. Милиционер явно стоил таких денег: он владел целым автопарком иномарок, носил с собой три мобильника - правда, и телефоны, и машины были зарегистрированы на подставных лиц. Было очевидно, что службу в милиции он совмещает с какой-то другой. При этом не забывая и об охране порядка. Например, можно было арестовать дефицитный груз, придравшись - совершенно справедливо - к неверному оформлению. Сделать это или безвозмездно - если обидно за державу, или при подпитке со стороны конкурентов владельцев груза.
Именно последнюю акцию гласно или негласно приписывали капитану Маликову. Затем начались обвинения в совсем уж смертных грехах. В гостинице «Карелия» был убит известный криминальный авторитет Богачев. В Приморском районе - мончегорский коммерсант, имеющий отношение к тому самому задержанному грузу. Но это все так и осталось на уровне слухов. В общем, милиционера действительно было за что заказывать - это во-первых. И никто из коллег убитого не объявил раскрытие этого преступления «делом чести» - это во-вторых.

Косвенные улики
Убийцу капитана, 27-летнего Алексея Котика, приговорили к 12 годам строгого режима. Сейчас мы без опаски называем его фамилию, потому что уверены: обжаловаться приговор не будет. Получить всего-навсего «дюжину» за убийство милиционера - в застойные годы это был бы нонсенс. Правда, дело возбуждалось, расследовалось и передавалось в суд, сохранив на обложке 105-ю, а не 317-ю статью. Первая карает за простое убийство. Вторая - за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Котик сказал, что не знал, кто был его жертвой: думал, что простой гостиничный охранник. Это похоже на правду.
Версия следствия, которой прокурор придерживался до последнего дня процесса, выглядела так: предприниматель Николай Васендин, которому Маликов активно мешал вести бизнес, заказал его двум своим знакомым - Гнутову и Котику. Котик приехал к гостинице на автомашине Васендина (тот пользовался ею по доверенности). Стоя на пятачке перед «Карелией», Котик дождался звонка на мобильный: «объект выходит», приготовил пистолет и... Затем, когда выстрелы уже прозвучали, Гнутов увез Котика с места преступления на своей «девятке».
Три улики указывали на заказной характер убийства. Во-первых, две тысячи долларов, обнаруженные в квартире Котика: откуда они у наркомана? Во-вторых, распечатки с мобильных телефонов Васендина. Один номер, оформленный не на предпринимателя, а на кого-то другого, хранил в памяти номера Котика и Гнутова. Второй был зарегистрирован на самого Васендина и наглядно показывал, что в час убийства Маликова трубка находилась в радиусе действия той самой соты, которая обслуживает проспект Тухачевского, где и расположена «Карелия». То есть ее владелец был где-то рядом. Третье доказательство - машина, на которой ездил Котик, а до этого Васендин. Без прямых улик три косвенных выглядели, конечно, весьма жалко. Тем более Васендин представил алиби - он действительно был в день убийства Маликова в Карелии - но не в гостинице, а в одноименной автономной области, что смогли подтвердить два свидетеля.
Никто не удивился, когда судья объявил: «Гнутова и Васендина оправдать и освободить из-под стражи немедленно в зале суда». А потом добавил: «Значит, быстро забираете свои шмотки и подходите в такой-то кабинет». Наверное, за паспортами...

За стекло
За решеткой остался лишь самый молодой из трех подсудимых. Он, кстати, выглядел гораздо бодрее двух оправданных товарищей по несчастью. Приговор суда свидетельствовал, что борьба между Котиком и Маликовым велась давно и не на жизнь, а на смерть. Сначала капитан засек Котика, когда тот пытался вынуть боковое стекло из чьей-то машины. Присутствовавший на автостоянке капитан Маликов кражу пресек и даже немного побил незадачливого вора. Алексей Котик затаил обиду на ретивого капитана и, когда тот вдруг повстречался ему у гостиницы, выпустил ему в голову две пули. Пистолет ТТ он купил незадолго до этого у неустановленного лица для самообороны.
Типичное убийство на почве неприязненных отношений. В отличие от заказного - пожизненным заключением не караемое. Таким образом, в Питере стало на одного киллера меньше. И на одного честного принципиального милиционера больше. Второй, правда, вернул себе это звание посмертно.

Мария ЮРЧЕНКО
Фото Николая КУХАРСКОГО