Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ушла, совсем ушла!

5 апреля 2012 10:00

Еще один человек из команды Валентины Матвиенко покидает свой пост





Ольга Иванова, председатель Комитета по образованию, на заседании правительства 3 апреля заявила о своем уходе, сказав, что «пора дать дорогу молодым». По неофициальной информации, она покинет кабинет в здании на Антоненко до конца недели. Временно обязанности председателя будет исполнять один из заместителей.
Стоит признать, что полномочия городского комитета по образованию достаточно ограниченны. Ключевые вопросы — содержание образовательных стандартов и программ, правила приема в образовательные учреждения и проведения экзаменов и т. д. — регулируются федеральными законодателями и Министерством образования. С другой стороны, учредителем большинства питерских школ и детских садов являются районные администрации — они отвечают за организацию их работы и финансирование. И далеко не всегда распоряжения городского комитета воспринимались школами как указание к действию. Например, по распоряжению Ивановой образовательные учреждения не имели права требовать у родителей будущих первоклассников медицинские карты. На деле многие образовательные учреждения «настоятельно рекомендовали» их представить.
— Ольга Владимировна, безусловно, была «человеком на своем месте», — говорит экс-председатель комиссии ЗС по культуре и образованию Константин Сухенко. — Благодаря хорошим отношениям с Валентиной Матвиенко она обладала большим лоббистским ресурсом и использовала этот ресурс во благо образовательным учреждениям. При ней была запущена программа капитального ремонта школ. Проведено благоустройство пришкольных стадионов и территорий детских садов. Формально деньги на это чаще всего выделялись из районных бюджетов. Но мы понимаем, какое влияние город оказывает на расстановку приоритетов при их формировании.
«Если говорить о задачах на будущее, надо подумать о том, как обеспечить родителям возможность осознанного выбора школы для своего ребенка. Было бы, например, очень желательно собрать на каком-то одном сайте информацию о результатах ГИА и ЕГЭ по школам, причем не за один год, а то сегодня многие жалуются, что с огромным трудом их находят», — говорит нынешний председатель комиссии ЗС по образованию Максим Резник. По его мнению, стоило бы подумать о расширении вариативности образования.
Предшественница Ольги Ивановой Татьяна Голубева до последнего разрешала школам набирать классы по программе трехлетнего обучения в начальной школе, хотя по всей стране уже была введена четырехлетка. Кроме этого, существовали первые классы на базе детских садов. Немало было и школ, которые набирали детишек, уже освоивших чтение, письмо и счет, сразу во вторые классы. В общем, у родителей существовал выбор, и в этом была своя логика — в конце концов, темпы взросления детей неодинаковы. Однако с приходом Ивановой все эксперименты сошли на нет, хотя, допустим, практика набора вторых классов вписывалась в действующие законы. Это посчитали излишним, и на сегодняшний день в городе существуют только две школы, которым позволено набирать второклашек… Конечно, определенное поле для маневра у родителей осталось. По закону дети могут пойти в школу в возрасте 6,5–8 лет, а в исключительных случаях, при наличии заключения психолого-педагогической комиссии, даже раньше, да и поступление сразу во второй класс тоже возможно… в теории. Возможность выбора образовательной программы, которая, опять же в теории, есть у родителей, тоже достаточно эфемерна: на практике дети учатся по той программе, которую выбрала школа.
Выбор школы тоже может быть сопряжен с целым рядом трудностей. По федеральному закону образовательные учреждения должны в первую очередь принимать детей с «приписанных» территорий. Федеральные законодатели вроде и правильно мыслят — дети не должны тратить время и силы на дорогу. Но кому-то повезло жить рядом с гимназией, где углубленно изучают язык, кому-то светит лишь программа без усложнений, и для того, чтобы ребенок освоил язык на гимназическом уровне, родителям придется потратиться на репетиторов.
Кто-то снимает квартиру далеко от места регистрации, кому-то нужна школа возле дома бабушки, которая и будет забирать оттуда ребенка, кто-то хочет, чтобы ребенок учился рядом с маминой работой — вариантов не перечесть. В итоге большая часть родителей будущих первоклассников подали заявления в «чужие» школы и с тревогой ожидают появления списков на зачисление.
Видимо, это уже вопросы к будущему главе Комитета по образованию, именно ему придется думать как о совершенствовании школьной сети, так и об обеспечении права родителей на выбор образовательного учреждения…
Ему же придется решать проблемы, связанные с развитием инклюзивного образования — обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах, вместе со здоровыми сверстниками. Пока многие вопросы, связанные с подготовкой учителей, организацией «доступной среды» в школах, оплатой труда сопровождающих, принципах отбора детей, которые могут пойти на инклюзив, остаются без ответа. Принципиальна и позиция будущего главы комитета по вопросу о судьбе существующих коррекционных школ и классов. Одно дело, если они сохранятся и у родителей особых детей будет выбор. Совсем другое — если большую часть таких школ, требующих значительных бюджетных расходов, решат закрыть.
На самом деле перечислять можно до бесконечности — достаточно лишь вспомнить, что не за горами введение новых образовательных стандартов в средней школе… Собственно, тот факт, что у будущего председателя Комитета по образованию работы окажется предостаточно, сомнений не вызывает. И возможно, самая важная его задача — помочь школам приспособиться к переменам, внедряемым на федеральном уровне, и не допустить непродуманных поспешных решений, при которых новации принесут больше вреда, чем пользы.

Виктория РАБОТНОВА