Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Вампиры не отражаются в зеркалах

10 декабря 2001 10:00

Сегодня Петербургский <Музей кино> начинает ретроспективу <демонического> немецкого кинорежиссера 20 - 30-х годов Фридриха Вильгельма Мурнау, которого считают если не основателем, то уж во всяком случае предтечей жанра фильмов ужасов. Она пройдет в кинотеатре <Родина> с 10 по 15 декабря. Кадры <великого немого> сопровождает аккомпанемент тапера - джазового пианиста Юрия Соболева.




История жизни режиссера и его нашумевшего фильма <Носферату. Симфония ужаса> полна загадок и зловещих совпадений. Вдова Брема Стокера, автора <Дракулы>, наотрез отказалась уступить Мурнау права на экранизацию. Тогда он для отвода глаз переименовал Дракулу в графа Орлока, а место действия перенес из Лондона в Бремен. Но разгневанная миссис Стокер через суд добилась уничтожения копий картины. И лишь случайно сохранившаяся копия спасла киношедевр от забвения и принесла режиссеру мировую известность.
<Забытым> оказался и исполнитель главной роли Макс Шрек. Не сохранилось ни одного его изображения без вампирского грима. Зато в этом качестве он был настолько убедителен, что впоследствии даже возникла легенда о том, что в <Носферату> снимался не актер, а настоящий вампир.
Еще одним шедевром после <Носферату>, снятого в 1922 году под сильным влиянием немецкого экспрессионизма, стал <Последний человек> - фильм, который относят к вершине другого немецкого направления в искусстве - каммершпиль. <Последний человек> окончательно закрепил место Мурнау в мировой киноэлите.
Через два года после этого, в 1926 году, <доктора Мурнау> пригласили в Голливуд, пленившись стильной утонченностью его картин. Но и там он приобрел репутацию затворника, человека, чья жизнь оставалась тайной за семью печатями.
Таинственная немецкая душа Мурнау всегда тянулась к мистике и оккультизму, он свято верил в предсказания астрологов и гадалок. В одном из них ему предрекли смерть в автокатастрофе, и, чтобы обойти судьбу, он решил отправиться из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк по морю. Но судьба все равно настигла его: он погиб по пути за билетом на пароход. Авария была совершенно незначительной, никто из спутников режиссера не пострадал, а Мурнау выбросило из машины и он разбился о бетонное заграждение.
После этой странной смерти распространились слухи о том, что он вылетел из машины из-за того, что в тот момент домогался юного шофера-кубинца. Слухам поверили, и в результате имя Мурнау оказалось под запретом. Даже на похороны пришло лишь немногим больше десятка человек - его самые преданные друзья. Одна из них - звезда <великого немого> шведка Грета Гарбо велела снять с Мурнау посмертную маску, которую хранила до конца своих дней...

Николай ДОНСКОВ