Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Время реформ охматмлада?

14 мая 2012 10:00

Две недели назад Комитет по культуре в лице Дмитрия Месхиева предложил режиссеру Юрию Бутусову должность худрука Театра им. Ленсовета. С условием, что тот не будет ставить ничего на стороне. Произошел скандал, о котором писала «Новая». Поднялись пресса, театральное сообщество. Стороны взяли тайм-аут. 10 мая Бутусов встретился с Месхиевым. Результатом стало возвращение к статус-кво: Бутусов останется главным режиссером на прежних условиях.




Юрий Бутусов

О вреде реформ вообще
И вот зачем все это было? Зачем театральный Питер бурлил две недели? Зачем было поднимать мутную волну слухов, подозрений и выступлений, зачем было провоцировать закономерные письма протеста?
Собственную репутацию (пока и так достаточно шаткую) Месхиев подорвал — ситуацию все равно пришлось отмотать назад. Но беда в другом: реформы теперь стали вовсе невозможны, их идея скомпрометирована, театры напуганы, а каждый театр в целях самосохранения еще пуще прежнего будет стоять на позициях генерала Крутицкого из «На всякого мудреца довольно простоты». Генерал писал, как известно, трактат «О вреде реформ вообще». То есть Месхиев создал ситуацию боязни реформ и недоверия к ним. Кроме того, за время скандала он успел сообщить СМИ массу весьма странных сведений. Ну как он мог шесть лет назад предлагать Бутусову взять Театр Ленсовета (так пишет сам Месхиев в «Известиях»)? Шесть лет назад другие начальники кому-то что-то предлагали! Ну не вела комиссия по театру никаких разговоров о Театре Ленсовета и Бутусове, свидетельствую! Ну не работала она с декабря… И так далее.
И все же что ни делается — все к лучшему.
История с театральной реформой (которая нужна, и выборы руководителей театра на конкурсной основе нужны, и контракты с ними нужны) продемонстрировала некомпетентность начальников, низкий уровень, на котором находится сейчас наша культурная власть, постоянно совершающая какие-то одноразовые спорадические действия. Ни стратегии, ни тактики, ни внятной программы. Недаром в открытом письме Гильдии режиссеров России (его подписали ведущие режиссеры страны Валерий Фокин, Сергей Женовач, Евгений Марчелли, Евгений Каменькович, Андрей Могучий, Борис Манджиев, Миндаугас Карбаускис, Виктор Рыжаков), в письме Санкт-Петербургского отделения СТД, в письме Гильдии директоров (все эти письма были направлены губернатору Георгию Полтавченко) речь идет только об одном: о непрофессионализме нынешней петербургской культурной власти. Не федеральной, не московской — нашей, местной, петербургской.

Комитет или управление?
У Андрея Платонова есть замечательная пьеса «Дураки на периферии», ее недавно играл у нас на гастролях Воронежский Камерный театр, дивный был спектакль. В этих «Дураках» действуют действительно дураки, члены комиссии охматмлада (охраны материнства и младенчества), занимающихся «заготовкой граждан впрок». Они бесконечно пишут протоколы и реорганизуют что-то, а тем временем умирает младенец — мальчик, не охраненный охматмладом. Нынешняя петербургская культурная власть очень напоминает мне членов этого охматмлада, от рук которого может умереть театр, напуганный перспективой репертуарного контроля. Нам все время повторяют: это бюджетные деньги, Комитет по культуре будет выделять средства на то, что сочтет нужным, это госзаказ... Про бюджетные деньги я вообще понимаю так, что это средства наши, налогоплательщиков, на время вверенные для распределения чиновникам. Но они ведут себя как спонсоры, заказывающие музыку.
Риторика нынешних начальников напоминает времена, когда это учреждение называлось не Комитетом по культуре, а управлением. Так и говорили: «Управа запретила».
Какую цель преследовал Месхиев, предлагая Бутусову стать худруком на кабальных условиях? Почему именно Бутусову? Почему так скоропалительно, когда не разработана ни новая форма контракта, ни процедура, когда не работали еще ни юристы, ни театроведы? Этот поступок мог бы показаться легкомысленным наскоком, но в глупости Месхиева не заподозришь (не может ведь начальник быть дураком?). Тогда волюнтаризм? Или некая подковерная интрига, личные мотивы? И первое, и второе, и третье в равной степени компрометирует комитет в глазах профессионального сообщества, но ведь какой-то мотив должен был быть, и вот склонные к анализу драматургии театральные головы прикидывали, вычисляли, ползли слухи. Наиболее популярным был слух о том, что в Ленсовет хочет режиссер Василий Сенин. В результате Сенин выступил с открытым письмом, в котором, в частности, пишет: «Пока сталкивание лбами режиссеров, которое сейчас происходит в Петербурге, не превратилось в окончательное безумие, я пишу от себя и за себя (…). Я рад, что Бутусов возглавил Театр Ленсовета! И уж несомненно возглавил по праву! А я — один из тех приглашенных режиссеров, с которыми театр стал вести в прошлом сезоне переговоры о конкретных постановках. И только. Никаких предложений относительно театра, возглавляемого Юрием Бутусовым, или относительно другого театра мне не делали!!! (…) Надеюсь, что в Питере людям хватит разума и воспитания разобраться в сложившейся ситуации. В противном случае работа приглашенных режиссеров в театрах города станет этически невозможной».
…Будь я на месте Месхиева, я бы сформировала худсовет из профессионалов, не подчиняющихся напрямую комитету, из представителей театров федерального подчинения: Андрея Могучего, Валерия Фокина, Олега Басилашвили, независимых критиков. Чтобы он не превратился в лавочку про распределению благ и субсидий между своими.
И все же есть бесспорный позитив. Театральное сообщество в минуту опасности обнаружило себя именно как сообщество. Которое голыми чиновничьими руками не возьмешь. Хотя настроения коллег по поводу культурной ситуации в Питере глубоко пессимистичны. Фраза «В городе стало ужасно» — в ходу. Многие, не только молодые, поговаривают об отъезде в Москву, где ситуация с управлением культурой противоположна нашей. Если действия нашего «охматмлада» не войдут в демократическое, цивилизованное русло, «картина маслом» скоро приобретет довольно мрачные тона.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Фото: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ