Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

За одного битого...

10 декабря 2001 10:00

В прошлом осталась <холодная война> со всеми ее атрибутами, только вот российские и американские СМИ нет-нет да и пугнут читателя уже, казалось, подзабытым образом врага. С чего бы? Этим вопросом задался профессор американского Род-Айлендского университета Николай Петро, поделившись соображениями с журналистами в Американском культурно-информационном центре. Заметим, что Николай Николаевич - сын русского эмигранта, так что Россия для него - не просто объект исследований...


По мнению профессора, традиционно негативная репутация России в западной печати вызвана в первую очередь историко-культурными стереотипами. Без малого тысячу лет длилось напряженное противостояние западного христианства с восточным, католичества - с православием. И это не прошло бесследно. До сих пор многие американские интеллектуалы-ортодоксы воспринимают чуть ли не как оскорбление разговоры о <вестернизации> стран Восточной Европы - Польши, Венгрии, Чехии, не говоря уж о православных Болгарии и Румынии. Что уж там Россия?
Рядовые американцы настроены дружелюбнее. Правда, это часто объясняется простой неосведомленностью. Граждане США не слишком интересуются происходящим за пределами их страны. Россия для них слишком далеко, ну, скажем, как от нас Аргентина или Эквадор. Сильно ли волнуют нас их проблемы? Так что многие американские журналисты, по мнению господина Петро, идут на поводу у широкой публики, скармливая ей ту информацию, которой она ждет.
- К примеру, - говорит американский профессор, - обычное дело для американских журналистов в России - незнание русского языка. Корреспонденты по много лет аккредитованы в Москве, но некоторые так и не удосужились хоть раз выехать за пределы Садового кольца. Россию эти <акулы пера> не знают, не понимают и тиражируют привычные штампы прошлых лет.
Все это можно было бы воспринимать как курьез. Если бы не вполне конкретные экономические последствия. Негативный образ, создаваемый в СМИ, отталкивает от России западных инвесторов, которые предпочитают вкладывать деньги в Китай (эта страна, несмотря на коммунистический режим и не менее жестокие, чем в Чечне, нарушения прав человека, не является информационной мишенью). Отторжение России в западном общественном сознании пока не переломилось даже после 11 сентября. <Русские, конечно, хорошие ребята, раз так нам сочувствуют. Но Россия - все равно не та страна>, - примерно так рассуждают многие американцы.
Однако не все так безнадежно. <Сложившиеся стереотипы можно сломать, если Россия войдет в ВТО и другие международные организации, в которых будет все плотнее взаимодействовать с Западом>, - считает Николай Петро. И хотя формирование положительного имиджа - дело не одного дня, определенные сдвиги в восприятии России на Западе, безусловно, есть. Бесследно <сентябрьский синдром> пройти никак не мог. Тем более исследования американских ученых показывают, что после десяти лет демократических преобразований в России граждане США воспринимают нашу страну уже не как <империю зла>, а всего лишь как <вечного неудачника>. Успех, конечно, сомнительный, но все же.

Алена СНЕЖИНА