«авроре» снятся кошмары
Крейсер «Аврора» — легенда российского флота. Участник двух революций. Ветеран трех войн, начиная с Русско-японской. Герой Цусимского сражения — в нем с корабля осколками шесть раз сбивало флаг, но всякий раз его неизменно возвращали на место. К исходу боя изрешеченное полотнище развевалось над крейсером… Все знают историю. Не все знают новость: с 1 августа «Аврора» больше не боевой корабль № 1 Военно-морского флота России. Он списан в музей, и неизвестно, останется на воде или переместится на берег. И что ждет его там?
«Великая морская держава» готова легко расстаться с боевым кораблем № 1
Военачальники, вплоть до главнокомандующего ВМФ РФ и министра обороны, сейчас только отмахиваются: не шумите, все будет как прежде. Но как прежде уже нет. Почти два года сигналы терпящего тихое бедствие корабля на вечном приколе наверху не слышны.За крейсер вступились моряки-подводники и ветераны флота. Они обратились с письмом к губернатору Петербурга с просьбой передать челобитную главе государства. Иначе их письма не доходят.
Последний парад?
Утро. Суббота, 28 июля. На корпусе сохнет свежая краска. 19-летние матросы драят столетнюю палубу. В ближайшие дни на корабле не должно остаться ни одного матроса. По приказу министра обороны Анатолия Сердюкова с 1 августа 2012 года крейсер лишается военного статуса. Теряет отношение к флоту. Становится исключительно музейным объектом и передается в полное ведение Центрального военно-морского музея. Почему это происходит?
В июне 2009 года крейсер прогремел на всю страну. На главном боевом корабле ВМФ России с размахом отметил пятилетний юбилей журнал «Русский пионер». Музыкальное шоу, танцы, выпивка, угощение, ныряние за борт — все в центре северной столицы, на глазах у изумленной публики. От скандала не спасло даже то, что на палубе развлекались тогдашние полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, бизнесмен Михаил Прохоров, владелец компании «Русский стандарт» Рустам Тарико, пивной магнат Олег Тиньков, президент корпорации MIRAX GROUP Сергей Полонский, сопредседатель партии «Правое дело» Борис Титов, депутат ЕР Владимир Мединский, телеведущая Тина Канделаки и другие.
Расследования по делу о гламурном банкете вели Минобороны, гарнизонная и окружная военные прокуратуры. Затем материалы затребовала в Москву Главная военная прокуратура и в итоге признала пьянство на военном корабле нарушением закона. Прокуроры внесли представление тогдашнему главкому ВМФ Владимиру Высоцкому. Были уволены командир «Авроры» Анатолий Бажанов и командующий ЛВМБ Анатолий Липинский, понизили в должности командующего Балтийским флотом Виктора Мардусина. А спустя полтора года выяснилось, что разрешение на праздничный коктейль на 150 VIP-персон дал лично главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий. Не смог отказать изданию, на страницах которого печатались Владимир Путин, Аркадий Дворкович, Валентина Матвиенко и другие внештатные авторы. Наказанные же офицеры лишь выполняли приказ.
Однако самое серьезное наказание понесла сама «Аврора». Камни, полетевшие в огород Минобороны и флота после скандальной вечеринки, заставили задуматься об изменении статуса боевого корабля. В том же 2009 году его решили вывести из состава ВМФ РФ. Издали приказ о расформировании воинской части на судне, и 1 декабря 2010 года военный экипаж его покинул. С того момента крейсер числится на балансе петербургского филиала Центрального Военно-морского музея, хотя до сих пор не исключен из Регистра военных кораблей. При двух хозяевах жить стало хуже.
Сначала планировалось, что на «Авроре» продолжат службу один офицер и два матроса, а им в помощь наберут гражданский персонал — 30 человек (механиков, электриков, мотористов и т. д.). Но найти квалифицированных специалистов для работы не на корабле, а в музее с окладами 5–6 тыс. рублей не удалось.
К декабрю 2010 года на крейсере остались девять уволенных в запас военнослужащих — те, кто из патриотических соображений не захотел бросать его на произвол судьбы.
Веселые Роджеры
В октябре 2011 года на судне случилось новое происшествие.
Днем на крейсер под видом туристов проникли анархисты. Забрались на мачту. Развернули флаги с надписями: «Веселый Роджер», «Реставрация» и «Голод — не тетка». Приехали полиция, пожарные, МЧС, врачи, психологи… Анархистов с мачты сняли. Оштрафовали. Об инциденте доложили министру обороны. Разбирались долго. Но поняли сразу: с уходом военного экипажа «Аврора» стала беззащитной.
Временный выход (до августа 2012 года) Анатолию Сердюкову подсказал командующий войсками ЗВО Аркадий Бахин: с Ленинградской военно-морской базы прикомандировали наряд матросов — 14 человек из числа военнослужащих по призыву — для круглосуточного дежурства. Военачальники выдохнули: «Дотянуть бы до 1 августа…» Не дотянули.
А город подумал…
Сообщения об аварии на «Авроре» переполошили Питер утром 23 июля. Люди звонили в МЧС, в полицию, в Смольный: «Аврора» тонет! Крен виден невооруженным глазом! На место прибыли все: от участковых и пожарных до командования ЛенВМБ, кроме руководства Центрального военно-морского музея. День петербуржцы пребывали в панике. Версии разнились: от «планового ремонта» до «трещины в корпусе». К вечеру спасатели успокоили: причина ЧП на крейсере — сорванный клапан забортной воды.
— Обычная штатная ситуация на «Авроре» на глазах горожан переросла в нештатную и показала неготовность к ее ликвидации, — объяснил «Новой» председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. — Но опасения могли быть и не напрасны, если учесть, что 25 лет крейсер без ремонта. Последний раз ремонтировался в 1984–1987 гг., и четверть века военные не заикались о вложении денег в легенду российского флота. Прогнила и течет палуба, заржавело днище, неисправна система вентиляции. К тому же под «Авророй» вырыт котлован глубиной более 10 метров, чтобы крейсер не сел на мель и не опрокинулся. Он заилился. Между грунтом и судном расстояние не более полутора метров. Если произойдет соприкосновение днища и дна Невы, то корабль и впрямь завалится на борт.
Тот самый патриотизм
Для петербургских моряков не секрет, что руководство ВМФ и МО сознательно избавляется от «Авроры». Слагает с себя груз забот, лишнюю головную боль, ненужную и надоевшую ответственность. Проблем много, выгод мало.
Но ветераны флота убеждены: то, что затеяно, — неминуемая гибель корабля, и она недопустима. О чем и пишут губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Авторы письма предлагают юридически выверенный, экономически обоснованный, удобный и грамотный выход: «В соответствии с приказом МО РФ № 555 от 10.11.2008 «Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ РФ — вспомогательному флоту как вспомогательное судно ВМФ с гражданским экипажем». Это, по мнению специалистов, позволит набрать полноценный штат на адекватные оклады, участвовать в военно-морских парадах, нести Андреевский флаг и гюйс, обучать курсантов и студентов морских вузов, принимать официальные делегации и пр. Защитники «Авроры» доказывают экономичность и конкурентоспособность своего проекта с калькулятором в руках: планируемая музеефикация в разы сложнее и дороже, чем сохранение корабля.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Игорь КУРДИН, председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан 1-го ранга запаса:
«А на «Аврору» вход всегда был бесплатный»
— В отличие от кораблей, музеи имеют право зарабатывать. А на «Аврору» вход всегда был бесплатный. Но директива, подписанная министром Анатолием Сердюковым, ни экономически, ни юридически не решает дальнейшую судьбу крейсера. Реализация этого плана весьма сомнительна и с точки зрения здравого смысла, и с позиции закона.
«Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ — вспомогательному флоту как несамоходное судно, стоящее на мертвом якоре. Но на «Авроре» находится действующее оборудование и механизмы, обеспечивающие его пожаробезопасность и непотопляемость. Обслуживать их может только квалифицированный персонал (судовые механики, техники, электрики). Только такой экипаж может обеспечить безопасность его стоянки, в первую очередь безопасность пребывания и эвакуации людей с борта корабля в экстремальных условиях.
Александр ПОКРОВСКИЙ, капитан 2-го ранга запаса, писатель-маринист:
«Или мы строим государство — или харчевню»
— Складывается впечатление, что мы боремся за государство, а государство борется против самого себя. Почему нужно все время напоминать государству, что оно должно быть? Реликвия, ритуал, регламент, традиция, символ… Без этого не существует государства.
Подъем флага, например, говорит о чем? Мы каждый день клянемся защищать Отечество. Все стоят в одну линию, лицом обращены к флагу — все вместе служат Отечеству. Не матрос командиру, а все вместе — Отечеству.
«Аврора» находится в этом ряду. Если «Аврора» превращается в макет — тогда всё превращается в бутафорию. Это понимают все, кроме руководителей страны. Они почему-то это осознать никак не могут.
Судьба подарила России «Аврору». Даже знаменитый броненосец «Микаса», участвовавший во многих сражениях и один раз тонувший, не на плаву. Наш крейсер на ходу. Поставь на него двигатель, и он способен выходить в море. Почему бы не воспользоваться таким подарком судьбы? Почему бы не начать так собирать Русь?
Я предлагал программу настоящего символа России: «Аврора» в сопровождении двух современных эсминцев с дружеским визитом заходит в Стокгольм, Осло, Копенгаген, Лондон — все столицы Европы. Я уж про деньги и не говорю: она заработает не только на свое содержание — в каждом городе очередь из желающих попасть на ее борт будет до небес. Это ли не демонстрация незыблемости России, того, что она была, есть и будет?
Но у нас почему-то все превращается в еду.
Я только прихожу в Эрмитаж — мне рассказывают: «Здесь у нас отдыхал президент, он вместе с какой-то делегацией тут покушал». Эрмитаж — еда, Кунсткамера — еда, Нарышкин бастион… Спросите в любом музее — вам вынесут прейскурант: сколько стоит отпраздновать день рождения в царских покоях. И на «Авроре», где очень хорошие каюты, будут застолья. Только если раньше из-за этого разгорался скандал, то теперь все будет официально. На палубе боевого корабля нельзя устраивать вечеринки, а в музее уже можно.
Как говорил Вольтер, надо сначала договориться о терминах: или мы строим государство — или харчевню. Это разные вещи.
Анатолий КОМАРИЦЫН, адмирал, доктор технических наук, профессор:
«Если запустить корабль, он утонет»
— Губернатор, а тем более Георгий Полтавченко — председатель Морского совета, может достучаться до министра обороны, до президента. Этот вопрос может быть решен. «Аврора» — уникальный корабль. Три войны прошел и воевал в Цусимском сражении. Он символ не революции, а морской мощи. Нет у нас больше ни одного корабля, который бы столько отвоевал. Да, он реликвия, но в то же время боевой корабль, живой организм, о котором надо заботиться. Девять человек, которые сейчас там останутся, не смогут поддерживать «Аврору» в нормальном состоянии, ни в коем случае не допустить ни пожаров, ни поступления воды.
Мы высказали свое мнение: у корабля должен быть один хозяин. А поскольку это бывший боевой корабль, правильно вернуть его с особым статусом в Военно-морской флот. Музейщики — люди неподготовленные в этом отношении. Корабль — живой механизм. Если запустить его, он утонет.
Обсуждать решение министра обороны просто не хочу: оно не укладывается в нормальное положение ума. А я нормальный человек. Может быть, конечно, нам нужен вертеп на плаву?..
Андрей НИКОЛАЕВ, капитан 3-го ранга запаса:
«В нашей стране нет денег для содержания такого объекта в качестве музея»
— Единственный способ сохранить «Аврору» — перевести крейсер в статус корабля резерва, что позволит силами флота поддерживать его жизнедеятельность и обеспечивать безопасность. Флот в России еще силен. Он имеет ресурсы, резервы, ремонтные предприятия. Если отдать «Аврору» на музейное финансирование — она умрет.
Во многих странах из кораблей делают музеи. Или государство, или частные инвесторы находят средства для содержания их как музеев. Но в нашей стране в сегодняшней ситуации никто не выделит денег, достаточных для содержания такого объекта.
КОММЕНТАРИИ
Андрей КИБИТОВ, руководитель пресс-службы губернатора Петербурга:
— Если бы этот вопрос решался на уровне города — поверьте, мы бы с вами сейчас его уже не обсуждали. Георгий Полтавченко поддерживает идею возвращения «Авроры» во флот. Будем работать в этом направлении.
Андрей ЛЯЛИН, директор Центрального военно-морского музея:
«Проблема у нас в том, что мы живем в удивительной стране»
— У нас ничего не меняется. Остаются морские символы. Остаются воинские ритуалы: поднятие флага. Остается экипаж, вахта. А что касается технических специальностей, которые на корабле должны быть по эксплуатации, у Министерства обороны есть управляющие и обслуживающие компании.
У нас там есть специальный штат — он остался тот же, который и был на корабле. Практически те же лица. Это разные специалисты, выходящие в разное время и на разные виды работ. Поэтому говорить: мы видели там одного человека на вахте — значит, там никого нет — это непрофессиональный подход и непроверенный. К тому же где-то еще идет набор специалистов. Люди будут приниматься. Там большие штаты.
Виктор ЧИРКОВ, главнокомандующий ВМФ РФ (на пресс-конференции 27.07.2012):
— Крейсер «Аврора» — корабль исторический. Находится он в составе Музея Военно-морского флота и будет там находиться. Никаких других решений приниматься не будет. Экипаж на корабле есть, который обеспечит его жизнедеятельность и обеспечит посещение всеми желающими туристами.
Военачальники, вплоть до главнокомандующего ВМФ РФ и министра обороны, сейчас только отмахиваются: не шумите, все будет как прежде. Но как прежде уже нет. Почти два года сигналы терпящего тихое бедствие корабля на вечном приколе наверху не слышны.За крейсер вступились моряки-подводники и ветераны флота. Они обратились с письмом к губернатору Петербурга с просьбой передать челобитную главе государства. Иначе их письма не доходят.
Последний парад?
Утро. Суббота, 28 июля. На корпусе сохнет свежая краска. 19-летние матросы драят столетнюю палубу. В ближайшие дни на корабле не должно остаться ни одного матроса. По приказу министра обороны Анатолия Сердюкова с 1 августа 2012 года крейсер лишается военного статуса. Теряет отношение к флоту. Становится исключительно музейным объектом и передается в полное ведение Центрального военно-морского музея. Почему это происходит?
В июне 2009 года крейсер прогремел на всю страну. На главном боевом корабле ВМФ России с размахом отметил пятилетний юбилей журнал «Русский пионер». Музыкальное шоу, танцы, выпивка, угощение, ныряние за борт — все в центре северной столицы, на глазах у изумленной публики. От скандала не спасло даже то, что на палубе развлекались тогдашние полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, бизнесмен Михаил Прохоров, владелец компании «Русский стандарт» Рустам Тарико, пивной магнат Олег Тиньков, президент корпорации MIRAX GROUP Сергей Полонский, сопредседатель партии «Правое дело» Борис Титов, депутат ЕР Владимир Мединский, телеведущая Тина Канделаки и другие.
Расследования по делу о гламурном банкете вели Минобороны, гарнизонная и окружная военные прокуратуры. Затем материалы затребовала в Москву Главная военная прокуратура и в итоге признала пьянство на военном корабле нарушением закона. Прокуроры внесли представление тогдашнему главкому ВМФ Владимиру Высоцкому. Были уволены командир «Авроры» Анатолий Бажанов и командующий ЛВМБ Анатолий Липинский, понизили в должности командующего Балтийским флотом Виктора Мардусина. А спустя полтора года выяснилось, что разрешение на праздничный коктейль на 150 VIP-персон дал лично главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий. Не смог отказать изданию, на страницах которого печатались Владимир Путин, Аркадий Дворкович, Валентина Матвиенко и другие внештатные авторы. Наказанные же офицеры лишь выполняли приказ.
Однако самое серьезное наказание понесла сама «Аврора». Камни, полетевшие в огород Минобороны и флота после скандальной вечеринки, заставили задуматься об изменении статуса боевого корабля. В том же 2009 году его решили вывести из состава ВМФ РФ. Издали приказ о расформировании воинской части на судне, и 1 декабря 2010 года военный экипаж его покинул. С того момента крейсер числится на балансе петербургского филиала Центрального Военно-морского музея, хотя до сих пор не исключен из Регистра военных кораблей. При двух хозяевах жить стало хуже.
Сначала планировалось, что на «Авроре» продолжат службу один офицер и два матроса, а им в помощь наберут гражданский персонал — 30 человек (механиков, электриков, мотористов и т. д.). Но найти квалифицированных специалистов для работы не на корабле, а в музее с окладами 5–6 тыс. рублей не удалось.
К декабрю 2010 года на крейсере остались девять уволенных в запас военнослужащих — те, кто из патриотических соображений не захотел бросать его на произвол судьбы.
Веселые Роджеры
В октябре 2011 года на судне случилось новое происшествие.
Днем на крейсер под видом туристов проникли анархисты. Забрались на мачту. Развернули флаги с надписями: «Веселый Роджер», «Реставрация» и «Голод — не тетка». Приехали полиция, пожарные, МЧС, врачи, психологи… Анархистов с мачты сняли. Оштрафовали. Об инциденте доложили министру обороны. Разбирались долго. Но поняли сразу: с уходом военного экипажа «Аврора» стала беззащитной.
Временный выход (до августа 2012 года) Анатолию Сердюкову подсказал командующий войсками ЗВО Аркадий Бахин: с Ленинградской военно-морской базы прикомандировали наряд матросов — 14 человек из числа военнослужащих по призыву — для круглосуточного дежурства. Военачальники выдохнули: «Дотянуть бы до 1 августа…» Не дотянули.
А город подумал…
Сообщения об аварии на «Авроре» переполошили Питер утром 23 июля. Люди звонили в МЧС, в полицию, в Смольный: «Аврора» тонет! Крен виден невооруженным глазом! На место прибыли все: от участковых и пожарных до командования ЛенВМБ, кроме руководства Центрального военно-морского музея. День петербуржцы пребывали в панике. Версии разнились: от «планового ремонта» до «трещины в корпусе». К вечеру спасатели успокоили: причина ЧП на крейсере — сорванный клапан забортной воды.
— Обычная штатная ситуация на «Авроре» на глазах горожан переросла в нештатную и показала неготовность к ее ликвидации, — объяснил «Новой» председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. — Но опасения могли быть и не напрасны, если учесть, что 25 лет крейсер без ремонта. Последний раз ремонтировался в 1984–1987 гг., и четверть века военные не заикались о вложении денег в легенду российского флота. Прогнила и течет палуба, заржавело днище, неисправна система вентиляции. К тому же под «Авророй» вырыт котлован глубиной более 10 метров, чтобы крейсер не сел на мель и не опрокинулся. Он заилился. Между грунтом и судном расстояние не более полутора метров. Если произойдет соприкосновение днища и дна Невы, то корабль и впрямь завалится на борт.
Тот самый патриотизм
Для петербургских моряков не секрет, что руководство ВМФ и МО сознательно избавляется от «Авроры». Слагает с себя груз забот, лишнюю головную боль, ненужную и надоевшую ответственность. Проблем много, выгод мало.
Но ветераны флота убеждены: то, что затеяно, — неминуемая гибель корабля, и она недопустима. О чем и пишут губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Авторы письма предлагают юридически выверенный, экономически обоснованный, удобный и грамотный выход: «В соответствии с приказом МО РФ № 555 от 10.11.2008 «Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ РФ — вспомогательному флоту как вспомогательное судно ВМФ с гражданским экипажем». Это, по мнению специалистов, позволит набрать полноценный штат на адекватные оклады, участвовать в военно-морских парадах, нести Андреевский флаг и гюйс, обучать курсантов и студентов морских вузов, принимать официальные делегации и пр. Защитники «Авроры» доказывают экономичность и конкурентоспособность своего проекта с калькулятором в руках: планируемая музеефикация в разы сложнее и дороже, чем сохранение корабля.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Игорь КУРДИН, председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан 1-го ранга запаса:
«А на «Аврору» вход всегда был бесплатный»
— В отличие от кораблей, музеи имеют право зарабатывать. А на «Аврору» вход всегда был бесплатный. Но директива, подписанная министром Анатолием Сердюковым, ни экономически, ни юридически не решает дальнейшую судьбу крейсера. Реализация этого плана весьма сомнительна и с точки зрения здравого смысла, и с позиции закона.
«Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ — вспомогательному флоту как несамоходное судно, стоящее на мертвом якоре. Но на «Авроре» находится действующее оборудование и механизмы, обеспечивающие его пожаробезопасность и непотопляемость. Обслуживать их может только квалифицированный персонал (судовые механики, техники, электрики). Только такой экипаж может обеспечить безопасность его стоянки, в первую очередь безопасность пребывания и эвакуации людей с борта корабля в экстремальных условиях.
Александр ПОКРОВСКИЙ, капитан 2-го ранга запаса, писатель-маринист:
«Или мы строим государство — или харчевню»
— Складывается впечатление, что мы боремся за государство, а государство борется против самого себя. Почему нужно все время напоминать государству, что оно должно быть? Реликвия, ритуал, регламент, традиция, символ… Без этого не существует государства.
Подъем флага, например, говорит о чем? Мы каждый день клянемся защищать Отечество. Все стоят в одну линию, лицом обращены к флагу — все вместе служат Отечеству. Не матрос командиру, а все вместе — Отечеству.
«Аврора» находится в этом ряду. Если «Аврора» превращается в макет — тогда всё превращается в бутафорию. Это понимают все, кроме руководителей страны. Они почему-то это осознать никак не могут.
Судьба подарила России «Аврору». Даже знаменитый броненосец «Микаса», участвовавший во многих сражениях и один раз тонувший, не на плаву. Наш крейсер на ходу. Поставь на него двигатель, и он способен выходить в море. Почему бы не воспользоваться таким подарком судьбы? Почему бы не начать так собирать Русь?
Я предлагал программу настоящего символа России: «Аврора» в сопровождении двух современных эсминцев с дружеским визитом заходит в Стокгольм, Осло, Копенгаген, Лондон — все столицы Европы. Я уж про деньги и не говорю: она заработает не только на свое содержание — в каждом городе очередь из желающих попасть на ее борт будет до небес. Это ли не демонстрация незыблемости России, того, что она была, есть и будет?
Но у нас почему-то все превращается в еду.
Я только прихожу в Эрмитаж — мне рассказывают: «Здесь у нас отдыхал президент, он вместе с какой-то делегацией тут покушал». Эрмитаж — еда, Кунсткамера — еда, Нарышкин бастион… Спросите в любом музее — вам вынесут прейскурант: сколько стоит отпраздновать день рождения в царских покоях. И на «Авроре», где очень хорошие каюты, будут застолья. Только если раньше из-за этого разгорался скандал, то теперь все будет официально. На палубе боевого корабля нельзя устраивать вечеринки, а в музее уже можно.
Как говорил Вольтер, надо сначала договориться о терминах: или мы строим государство — или харчевню. Это разные вещи.
Анатолий КОМАРИЦЫН, адмирал, доктор технических наук, профессор:
«Если запустить корабль, он утонет»
— Губернатор, а тем более Георгий Полтавченко — председатель Морского совета, может достучаться до министра обороны, до президента. Этот вопрос может быть решен. «Аврора» — уникальный корабль. Три войны прошел и воевал в Цусимском сражении. Он символ не революции, а морской мощи. Нет у нас больше ни одного корабля, который бы столько отвоевал. Да, он реликвия, но в то же время боевой корабль, живой организм, о котором надо заботиться. Девять человек, которые сейчас там останутся, не смогут поддерживать «Аврору» в нормальном состоянии, ни в коем случае не допустить ни пожаров, ни поступления воды.
Мы высказали свое мнение: у корабля должен быть один хозяин. А поскольку это бывший боевой корабль, правильно вернуть его с особым статусом в Военно-морской флот. Музейщики — люди неподготовленные в этом отношении. Корабль — живой механизм. Если запустить его, он утонет.
Обсуждать решение министра обороны просто не хочу: оно не укладывается в нормальное положение ума. А я нормальный человек. Может быть, конечно, нам нужен вертеп на плаву?..
Андрей НИКОЛАЕВ, капитан 3-го ранга запаса:
«В нашей стране нет денег для содержания такого объекта в качестве музея»
— Единственный способ сохранить «Аврору» — перевести крейсер в статус корабля резерва, что позволит силами флота поддерживать его жизнедеятельность и обеспечивать безопасность. Флот в России еще силен. Он имеет ресурсы, резервы, ремонтные предприятия. Если отдать «Аврору» на музейное финансирование — она умрет.
Во многих странах из кораблей делают музеи. Или государство, или частные инвесторы находят средства для содержания их как музеев. Но в нашей стране в сегодняшней ситуации никто не выделит денег, достаточных для содержания такого объекта.
КОММЕНТАРИИ
Андрей КИБИТОВ, руководитель пресс-службы губернатора Петербурга:
— Если бы этот вопрос решался на уровне города — поверьте, мы бы с вами сейчас его уже не обсуждали. Георгий Полтавченко поддерживает идею возвращения «Авроры» во флот. Будем работать в этом направлении.
Андрей ЛЯЛИН, директор Центрального военно-морского музея:
«Проблема у нас в том, что мы живем в удивительной стране»
— У нас ничего не меняется. Остаются морские символы. Остаются воинские ритуалы: поднятие флага. Остается экипаж, вахта. А что касается технических специальностей, которые на корабле должны быть по эксплуатации, у Министерства обороны есть управляющие и обслуживающие компании.
У нас там есть специальный штат — он остался тот же, который и был на корабле. Практически те же лица. Это разные специалисты, выходящие в разное время и на разные виды работ. Поэтому говорить: мы видели там одного человека на вахте — значит, там никого нет — это непрофессиональный подход и непроверенный. К тому же где-то еще идет набор специалистов. Люди будут приниматься. Там большие штаты.
Виктор ЧИРКОВ, главнокомандующий ВМФ РФ (на пресс-конференции 27.07.2012):
— Крейсер «Аврора» — корабль исторический. Находится он в составе Музея Военно-морского флота и будет там находиться. Никаких других решений приниматься не будет. Экипаж на корабле есть, который обеспечит его жизнедеятельность и обеспечит посещение всеми желающими туристами.
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА