Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дворцовую площадь избавят от парникового эффекта

6 августа 2012 10:00

Петербуржцы, пристально наблюдающие за ходом создания нового музейного комплекса Государственного Эрмитажа, бьют тревогу: что за «парники» вылезли на кровле восточного крыла Главного штаба, вторгшись в святая святых — панораму Дворцовой площади?! Почему молчит один из главных и самых последовательных ее защитников Михаил Пиотровский? Как выяснила «Новая», очередная «градостроительная ошибка» возникла в результате отступлений от проекта, допущенных исполнителем работ, однако директору Эрмитажа удалось достичь договоренности о внесении необходимых исправлений.

Световые фонари на крыше Главного штаба, исказившие облик творения Карла Росси, обещают переделать








В основу выполненного «Студией 44» проекта реставрации и приспособления шедевра Росси под современные музейные нужды была положена концепция, сформулированная самим Государственным Эрмитажем. В ней, в частности, отмечалось: «Главный штаб — один из символов Российской истории и одна из вершин русского ампира. Его фасады и интерьеры подлежат тщательной реставрации, и никакие изменения здесь недопустимы», ибо, как подчеркивалось, «даже незначительные и невидимые снаружи инородные включения могут разрушить идею целого».
Однако по завершении первого этапа работ кровля памятника федерального значения обросла очень даже видимыми новообразованиями: остекленные конструкции, с ходу прозванные рассерженными горожанами огородными теплицами, явно превысили те почти незаметные глазу световые фонари, что существовали при Росси. Изначально они служили только чердачному помещению (а в советские годы были попросту заколочены фанерой), в наши дни их решили воссоздать, существенно модернизировав — чтобы обеспечить доступ рассеянного света к двум верхним этажам.
— Культура работы с дневным светом в последние лет двадцать оказалась совершенно утеряна. А это чрезвычайно важное для современного музея звено. Особое значение естественный верхний свет имеет для экспозиции полотен импрессионистов. Наши французские коллеги очень сокрушаются: как вообще можно показывать Матисса без дневного света? — пояснял руководитель «Студии 44» Никита Явейн, уверяя, что предложенное его мастерской решение диссонанса не вызовет.
Впрочем, уже тогда далеко не все специалисты разделяли такую уверенность. Так, доктор архитектуры, профессор Юрий Курбатов еще три года назад высказывал опасения относительно затеваемой радикальной переделки верхних этажей, замечая: «Пока мощные светорассеивающие пирамиды с трудом сочетаются с историческим Эрмитажем, а тем более с Главным штабом. Наверное, для адаптации и приятия этих устройств, столь резко нарушающих структуру кровель и перекрытий, потребуется некоторое время».
Но время на сей раз роли лекаря не сыграло. Ставшее очевидным искажение классического вида главного ансамбля северной столицы вызвало возмущение петербуржцев и шокировало зарубежных экспертов. Выступая на проходившей в нашем городе международной конференции, посвященной проблемам развития исторических городов, Никита Явейн вынужден был констатировать: световые фонари вылезли, нарушив историческую линию ската кровли, но возложил ответственность на исполнителя (компания «Интарсия»), выполнившего работы с отступлениями от проекта.
— Ни одной моей подписи там нет, — заявил Никита Игоревич. — «Интарсия» превысила допустимые отметки, подняла уровень из-за того, что не смогла использовать предусматривавшиеся стеклянные балки — такие никак не прописаны в наших СНиПах, ГОСТах, они стали искать замену, вот и выбрали вариант подешевле, чтобы не выйти из сметы.
И сегодня архитектор особо подчеркивает, что данный проект — единственный из столь масштабных в современной России, не вышедший за рамки определенных изначально сумм.
Градозащитников же куда больше волнует то, что из рамок исторических линий вылезли современные конструкции:
— Я считаю, что произошло почти беспрецедентное по наглости и по ущербу, нанесенному городу, событие. Событие, стоящее в одном ряду с такими безобразиями, как пресловутые высотки «Аврора», «Монблан», «Финансист» и здание новой биржи. Нарушена панорама самой ценной, самой главной, самой неприкосновенной площади города! — возмущается гражданский активист Александр Макаров.
Никита Явейн разъясняет природу возникшего над Дворцовой «парникового эффекта» так:
— Наша мастерская делала проект первого этапа работ, была выполнена и визуальная экспертиза, все было нормально. По второму этапу мы занималась только интерьерами, а по кровле рабочие чертежи делала «Интарсия». Хотя я, конечно, и с себя ответственности не снимаю — кричал бы громче, может, и не имели бы теперь такого отрицательного эффекта…
Но, как успокаивает архитектор, ситуация не из разряда необратимых — благодаря принципиальной и достаточно жесткой позиции, занятой Михаилом Пиотровским и поддержанной руководством Министерства культуры РФ, удалось убедить «Интарсию» в необходимости пойти на изменения, которые позволят снять проблему. По оценкам господина Явейна, на исправление допущенных ошибок потребуется месяца три.
По сведениям «Новой», к финалу этой истории живой интерес проявляют и в возглавляемой В. В. Путиным комиссии по юбилею-1812: ансамбль Дворцовой площади, как известно, являет собой самый грандиозный памятник этой победе.
СПРАВКА «НОВОЙ»
Работы по реставрации и капитальному ремонту восточного крыла Главного штаба с приспособлением под музейный комплекс Государственного Эрмитажа
Сроки:
Проектирование — 2002–2007 гг.
Строительство — 2008–2014 гг.
Реализация первой очереди проекта — 2008–2010 гг.
Заказчик: Министерство культуры РФ, Фонд инвестиционных проектов Санкт-Петербурга
Пользователь: Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж».
Генеральный проектировщик: Архитектурная мастерская «Студия 44».
Исполнитель: консорциум в составе группы компаний «Интарсия» (ведущий партнер) и ЗАО ПО «Возрождение».
Финансирование: Правительство РФ, Всемирный банк реконструкции и развития.

Татьяна ЛИХАНОВА
Фото АЛЕКСАНДРА МАКАРОВА