Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Даешь райсовет

29 июня 2003 10:00

“Коалиция четырех” в Законодательном собрании (лидеры фракций “Единая Россия”, “Яблоко”, коммунисты и СПС в лице вице-спикера Юрия Гладкова) предложили новую хорошо забытую старую идею: вернуться к прежней системе выборных органов местного самоуправления, основанной на территориальном делении города на районы.



По сути, речь идет о том, чтобы после десятилетнего перерыва были воссозданы хорошо знакомые районные советы, распущенные осенью 1993 года и существовавшие до того на протяжении десятилетий.
В 1997 году, после длительного перерыва, когда никаких органов местного самоуправления в городе просто не существовало, они были сформированы в новом виде. Муниципальные советы появились в 111 микрорайонных муниципальных образованиях, на которые была разбита территория города и пригородов. И работают в них по сей день, хотя за редким исключением не имеют мало-мальски серьезной финансовой базы. Да и откуда ей взяться, если сложенные вместе бюджеты всех питерских муниципалитетов составляют около полутора процентов бюджета города?
Правда, в ряде муниципалитетов, на территории которых имеются большие торговые зоны, или которые получают поддержку за счет бюджетных поправок депутатов ЗакСа, местный бюджет оказывается погуще, чем у других, и им удается решать проблемы благоустройства и некоторые другие. Но они все же составляют исключение из общего правила.
Что касается районного «звена» – на этом уровне в последние десять лет существует только исполнительная власть.
Районные администрации (впоследствии переименованные в территориальные управления районов) сегодня практически идентичны «старым» (работавшим до 1990 года) райисполкомам. А жители так же, как и раньше, чаще всего оказываются перед администрацией в положении бесправных просителей. И когда, например, возникает очередной скандал по поводу «уплотнительной застройки», или размещения магазина в жилом доме, или строительства автостоянки или гаража в обжитом дворе, – граждане чаще всего видят, что глава района оказывается равнодушен к их мнению.
Но как может быть иначе, если он от них никак не зависит? Ведь «хозяин» района – должностное лицо городской администрации, и подчиняется только губернатору. Депутаты ЗакСа, избранные от соответствующего района, влияния на районную администрацию, как правило, не имеют, напротив – стараются поддерживать с ней хорошие отношения, чтобы хоть как-то решать проблемы избирателей в районе. О влиянии же «микрорайонных» депутатов на главу района и говорить не стоит…
О том, что нельзя оставлять целый «уровень» исполнительной власти без противовеса в лице избранных населением депутатов, говорилось еще в 1997 году. Говорилось о том, что на «микрорайонном» уровне принципиально нельзя решать большинство вопросов, традиционно относимых к компетенции органов МСУ: образование, здравоохранение, культура, торговля, охрана порядка, содержание жилья. А вот на уровне районов есть не только сложившиеся десятилетиями структуры управления, но и специалисты с опытом и знаниями. Говорилось, что в крупном городском районе можно аккумулировать в его бюджет значительные ресурсы, которые позволят решать многие проблемы, не отвлекая на это городскую власть. На районном уровне меньше опасность криминализации МСУ, чем при нынешней схеме, где из-за малого числа избирателей некоторые муниципальные советы просто “скупаются на корню” за умеренную цену.
Тем не менее все эти аргументы тогда были проигнорированы. Просто потому, что и исполнительная власть, и большинство депутатов ЗакСа категорически не желали своей властью делиться. Ведь воссоздав районные советы, им неминуемо пришлось бы отдать серьезные полномочия. А с «микрорайонными» муниципалитетами, ввиду их малости, можно было ничем существенным – ни деньгами, ни имуществом – не делиться…
И все же за минувшие шесть лет, по всей видимости, пороки созданной системы стали очевидными. С одной стороны, нынешние муниципалитеты, как правило, не могут решать проблемы граждан. А с другой стороны, бесконтрольность районных администраций («до президента высоко, до губернатора далеко») достигла невиданного уровня. И теперь даже те, кто в 1997 году выступал категорически против организации муниципалитетов на уровне районов, соглашаются с этой «старо-новой» схемой.
Если опрос жителей города на эту тему (депутаты предлагают провести его с середины июля по середину сентября) даст положительные результаты – можно будет принять закон, который установит новые муниципальные границы по границам городских районов, определит число районных депутатов и их полномочия. Ну а выборы районных советов могут пройти, например, вместе с президентскими, в марте 2004 года.

Борис ВИШНЕВСКИЙ