Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Окно в европу в подновленной раме

2 июня 2003 10:00

Юбилей – это не только феерии и фейерверки. Но еще и повод задуматься, в том числе о вечном. Вот простая и очевидная мысль: памятники надо охранять. Не только скульптуры, понятие «памятник» намного шире, тем более в нашем городе, который весь - памятник. Памятники надо охранять! Они так же беззащитны, как и люди. Только в отличие от нас не могут позаботиться о себе сами...





Безохранная грамота
Идешь по Петербургу, и тут и там натыкаешься на прикрепленные к фасадам домов таблички: «Охраняется государством». Охраняется?.. Фасад обшарпанный, стены в трещинах, загаженные лестницы... Таких «охраняемых» домов в Питере около двух с половиной тысяч (из 15 тысяч городских зданий) - каждый шестой. Каждый шестой дом - памятник архитектуры! До всех у государства руки не доходят. Вот напряглись всей страной к юбилею, выложились за два с половиной года ударной стройки, а дальше? Сгниет со временем культурная столица, зарастет грязью окно в Европу?
Обидно. Тем более что Европа-то нас как раз признает. Во-первых, ЮНЕСКО. Петербург там значится среди немногих городов мира, охраняемых как памятник культуры мирового значения. Как Париж, Рим, Венеция... В ЮНЕСКО мы значимся, но своего, российского законодательства об охранном статусе Петербурга нет. Со всеми вытекающими последствиями. Ну повезло городу, что он - малая родина президента. Ну трехсотлетие... А так? Разве выделило бы российское государство на приведение Питера в порядок 40 миллиардов рублей? Особенно если учесть, что не только у нас, а во всей огромной стране состояние памятников архитектуры примерно одинаковое - страшное?
И это не преувеличение.
- Из 80 тысяч памятников архитектуры на территории России, - говорит Юрий Андрианов, заместитель директора Центра по охране памятников архитектуры Госстроя России, - 90 - 95% находится в ужасном состоянии. На всю страну мы имеем 180 миллионов рублей в год на сохранение памятников архитектуры. Это капля в море. Вся Владимирская область, например, получает всего 5 миллионов, а ведь там - знаменитое «Золотое кольцо», шедевры древнерусского зодчества: Владимир, Суздаль...
Сравните: 5 миллионов - Владимрской области и 40 миллиардов - Петербургу. Понятно, что вечно так продолжаться не будет. Закончится юбилей, разъедутся президенты и премьеры, и - будем ждать 400-летия?

Чьи руки дойдут скорее
На государство надежды мало, считают некоторые, значит, надо отдать (точнее - продать) архитектурные шедевры частникам. У них точно руки дойдут - все же не чужое, свое. Конечно, говорят энтузиасты новой приватизации, речь не идет о бездумной распродаже. Нужно ограничить собственника рамками законов: оговорить целевое использование здания, обязать восстановить и поддерживать его исторический архитектурный вид, воссоздать интерьеры (если они представляют ценность), обеспечить доступ посетителей к шедевру зодчества. Это, говорят они, мировой опыт. Приводят в пример Европу. Францию, например, где в долине реки Луары разбросано больше 170 замков, из которых государство владеет всего десятью. А вместе с тем все сто семьдесят прекрасно содержатся, выглядят «с иголочки» и исполняют свою роль музеев, принимая туристов.
Приводят и свои примеры, на местном, так сказать, материале, но уже с обратным знаком. В том смысле, что у нас пока никакой отработанной законодательной системы на эту тему нет. Вот, мол, был дом на Университетской набережной. Прямо напротив Медного всадника, только на другом берегу Невы. Так вот, стоял он чуть ли не полтора десятка лет с заколоченными железом окнами. Ценой невероятных усилий, затратив на это три года, удалось найти инвестора (да и то, скорее всего, только потому, что к делу подключились такие «монстры», как Гергиев и Башмет). И постепенно дом преобразился.
Так что, говорят «приватизаторы», надежда только на частника, частную собственность и сугубо практический интерес, - конечно, жестко ограниченный рамками законов. Депутаты эти законы готовы разработать, вернее, уже разработали. Осталось их принять - и за дело.
- В Петербурге уже сейчас можно с огромной выгодой продать до тысячи зданий-памятников, - говорит депутат Госдумы и лидер питерских «правых» Григорий Томчин. - А на вырученные деньги начать масштабную реставрацию центра города.
Все это, конечно, хорошо. Только не стоит забывать, что пример Франции или любой другой уютной благоухающей европейской страны может оказаться для нас пустым звуком. И разговоры об ограничении собственника рамками законов в России выглядят, как бы это сказать, маниловщиной, что ли. Вспомним классику: суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Это еще Салтыков-Щедрин говорил. Вековая традиция, можно сказать...



Полдник туриста
Или вот еще пример. Легендарная «тонущая» Венеция, которая вся размером немногим больше нашего Васильевского острова. На поддержание ее «на плаву» тратится ежегодно 2 миллиарда долларов (что, конечно, на два порядка больше, чем у нас). Откуда денежки? В основном - доходы от туризма. (Доходы, кстати, - 3 миллиарда, так что еще и остается немало.) Но вот у нас с туризмом - засада. Сравните. Солнечную Францию за год посетило 73 миллиона туристов, а необъятную Россию - меньше 9, из них на Петербург приходится всего миллион с хвостиком. А ведь могло быть в несколько раз больше.
Туризм - это наше все! Примерно так говорят сегодня депутаты. Надо его развивать, строить гостиницы, и тогда буквально за 2 - 3 - 4 года у нас как на дрожжах взойдет мощный отечественный туристический бизнес - курица, несущая золотые яйца. Кто ж спорит, конечно, развивать надо. Но... Люди, умудренные опытом, - к примеру, директор блистательного Петергофского музея-заповедника Вадим Знаменов (уж кому, как не ему, знать вкусы иностранных визитеров!) - высказывается гораздо сдержанней.
- Депутаты считают, что за пару лет можно поднять туризм, и все станет прекрасно, - говорит Вадим Валентинович. - Но ведь недостаточно построить хорошие гостиницы, важно еще и то, что открывается за окнами гостиниц. Ведь в Европе вы всюду чувствуете себя комфортно: и в гостинице, и на улице.
Добавлю от себя: там вас всюду окружает чистота, уют, доброжелательность. Ну а что окружает у нас, нет нужды говорить - сами знаете. И ведь что удивительно - не сегодня все это случилось. Оно и прежде так было, еще классики об этом писали: и Салтыков-Щедрин, и Гоголь, и Чехов... И что с этим делать? Неизвестно. То ли правительство дурное, то ли народ не тот? А может, в этом и есть непостижимая сущность загадочного русского характера? Недаром же говорят: что русскому хорошо, то немцу смерть...

Стройка века
Столько, сколько говорят о Петербурге сегодня, не говорилось, пожалуй, за все предшествующие сто лет. И столько планов - как «спасти и сохранить» - тоже не предлагали. Чему нельзя не радоваться. Хотя планы по большей части так и остаются делом сугубо теоретическим. Практически реализуются лишь немногие. Например, государственная программа сохранения исторического центра города. В которую за последние два с половиной года ударными темпами (чтобы поспеть к дате) вложились многие федеральные ведомства, особенно Госстрой.
Как известно, строители и прочие министерства должны были подготовить к юбилею 71 «пусковой объект». Большинство сдано - Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Биржа, Летний сад, Российская национальная библиотека, Пушкинский театр и Театр музкомедии... Хотя во многих, как уверяют чиновники, работа будет продолжена и после юбилея, тем более что и сдавали-то чаще всего лишь пресловутую «первую очередь». Два объекта из «первоочередного» списка и еще девять из списка «второй очереди» «зависли» - Смольный и Казанский соборы, Капелла, Аничков и Ораниенбаумский дворцы, Пулковская обсерватория, крепость Орешек... Отчасти - из-за того, что обнаружили, что работа нужна куда более серьезная, чем предполагали.
Денег вложили - по нашим меркам немерено. Один только Госстрой освоил в 2002 году 450 миллионов рублей, в 2003-м - 330, а для того, чтобы не прекращать работу после юбилея, запросил у правительства еще 280 миллионов (всего, таким образом, получается 600), на 2004 год подали заявку на 750 миллионов, в результате рассчитывают получить 350 - 400...
Куда же эти миллионы, - может воскликнуть неискушенный читатель: юбилей-то пройдет? Но в том-то и дело, что федеральная программа сохранения исторического центра Петербурга затевалась не только «под юбилей», а до 2010 года. Правда, конкретные суммы затрат не определяли, составили лишь примерный перечень реставрируемых объектов.
- Сколько всего нужно денег? - задумывается заместитель руководителя Госстроя Анатолий Петраков. - Думаю, общая сумма затрат до 2010 года могла бы составить 30 - 35 миллиардов рублей. На одну только Петропавловскую крепость (где работы будут продолжены) требуется 2 - 2,5 миллиарда. И ни в коем случае нельзя бросать Петербург на произвол судьбы. Мы предложили провести инвентаризацию центра города, чтобы определить примерный объем затрат и то, на чьи плечи эти затраты могут лечь: федерального бюджета, городского, коммерческих структур, международных фондов, инвесторов.
По словам главного строительного руководства страны, они планируют провести основательную реконструкцию центра Петербурга, на что потребуется стартовый капитал 5 - 8 - 10 миллиардов рублей, и тогда за 10 - 15 лет можно будет ликвидировать ветхий и аварийный фонд, расселить коммуналки, привести центр города в порядок. Уже создана специальная комиссия Госстроя по Петербургу, которая начнет работу сразу после юбилея, и будет рассматривать все спорные вопросы в области строительства, включая пресловутую «уплотнительную застройку»...
Да и не один только Госстрой расстарался. В Петербурге создано федеральное госучреждение «Северо-Западная дирекция по строительству и реставрации» Министерства культуры. И они тоже нацелились на реализацию программы сохранения и развития исторического центра города, будут координировать работы на таких объектах, как Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, музеи-заповедники «Царское Село», «Петергоф»...
Как говорится, флаг им всем в руки.

Окно в Париж
Ну а что же старушка-Европа? Куда мы устремились своим окном? А она, оказывается, к нам всей душой. Тем более сейчас, в дни трехсотлетия. Вот, например, такое характерное высказывание генконсула Италии в Санкт-Петербурге Марко Риччи:
- Решение так торжественно отметить трехсотлетие Петербурга, - это своего рода знак. Знак того, что Россия решила повернуться лицом к Европе. Это хороший знак.
Или вот еще такой факт. Совсем недавно питерское Агентство социальной информации провело опрос в 12 крупнейших городах Европы. Рим, Мадрид, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Амстердам, Брюссель, Вена, Гамбург, Париж и Лондон отвечали на вопросы, как они относятся к России и Петербургу. Так вот, шесть человек из десяти сказали, что считают Россию дружественным государством, еще два - «скорее дружественным». Пятеро из десяти положительно оценили возможность вступления России в ЕС, еще трое - «скорее положительно». (Один из европейцев вообще искренне удивился, почему Россия еще до сих пор не в Евросоюзе.) Семеро из десяти сказали, что хотели бы побывать в России. А каждый четвертый ответил, что знает о предстоящем юбилее Петербурга. Вот вам и туристический потенциал! А заодно доверие, перспективы сотрудничества и возможность притока инвестиций.
- Конечно, результаты опроса радуют, - говорит руководитель АСИ социолог Роман Могилевский. - Но одновременно заставляют задуматься. Ответы европейцев свидетельствуют о том, что нами накоплен огромный кредит доверия. Сумеем ли мы им воспользоваться? Сможем ли оправдать надежды? Ответим ли Европе адекватно?
Да уж, это, как говорится, вопрос. Но кроме нас с вами отвечать на него больше некому.

Николай ДОНСКОВ
Фото Николая КУХАРСКОГО