Императоры от а до н

2 июня 2003 10:00

В Петербурге стало двумя императорами больше: памятник Александру II открыли в субботу на Суворовском проспекте, а парадный портрет Николая II получает в понедельник Эрмитаж.



Правнук у прадеда

Пышные международные торжества в Санкт-Петербурге будили воображение, волей-неволей рождая ассоциации с легендарными петровскими ассамблеями: парад парусников на Неве, разноцветный дождь фейерверка над Петропавловкой, балет в золотых одеяниях на террасах Петергофского дворца... Ну, конечно, видели мы это все по телевизору, и прямая трансляция шла по спутниковой связи на весь мир, и транслировалась в режиме «он-лайн» в интернете... Но если отвлечься от компьютеров, лазеров и мобильной связи, то все равно первое, что приходит на ум, - образ блистательного имперского Петербурга. А какая имперская столица без императоров (без всяких намеков на современность)? Так вот, в юбилейные дни в Петербурге стало двумя императорами больше. Памятник одному из них - Александру II - открыли в субботу на Суворовском проспекте. А парадный портрет другого - Николая II - в понедельник получает Эрмитаж.

Александр II
Памятник Александру II Петербург получил в подарок от Украины. Это точная копия оригинала, созданного в 1913 году скульптором Марком Антокольским, который был установлен в Публичной библиотеке, а затем передан киевскому Музею русского искусства, где находится и поныне.
Как известно, Марк Антокольский - автор многих монументальных исторических фигур, при этом для его работ характерно соединение правды бытовых деталей с глубоким историко-философским смыслом. Его Александр II - это гордый, уверенный в себе освободитель крестьян от крепостного права, а южных славян - от османского ига. Кстати, некоторые исследователи считают, что именно при царе-реформаторе Александре II в обществе появились такие термины, как «оттепель» и «гласность»... В то же время в несколько картинной позе Александра можно при желании усмотреть отмечаемую историками противоречивость и непоследовательность в принятии им решений и осуществлении своих планов. Из-за чего, по мнению историков, царь шесть раз становился мишенью со стороны террористов-революционеров и в конце концов был убит народовольцами 1 марта 1881 года. А на месте его гибели, в ознаменование столь трагического события, был, как известно, поставлен храм Спаса на Крови...
Памятник Александру установлен в саду на площадке перед бывшей Академией генерального штаба (ныне факультет Военного университета связи), что находится на Суворовском проспекте. На открытии помимо прочих гостей присутствовал правнук Александра II светлейший князь Георг Юрьевский - потомок Александра II от его морганатического брака с княгиней Екатериной Долгоруковой. Ему сорок лет, живет в Швейцарии, как специалист занимается созданием банковских компьютерных программ. Красив, статен и несколько холоден - кстати, именно такими предстают на старинных фотографиях и портретах русские аристократы царских кровей. В Петербург на открытие памятника он приехал со своей молодой невестой. На наш вопрос о том, как он относится к России и к Петербургу, где так трагически оборвалась жизнь его прадеда, Георг Юрьевский ответил так: «Как человек религиозный, я придерживаюсь принципов христианской доброты и мудрости...» По-русски князь говорит плохо, «но с 98-го года я начал серьезное изучение русского языка», и из любимых русских писателей он перечислил Пушкина, Гоголя, Достоевского. В свободное время князь занимается спортом: «зимой катаюсь на лыжах, а летом увлекаюсь нырянием». Перед сном слушает классическую музыку, правда, «накануне ночью я не мог заснуть, думая о том, какая связь между памятником моего прадеда и местом, где он установлен. Но сегодня, услышав от военных признание заслуг Александра II в области военного реформирования, я согласился, что выбор данного места логичен...»

Тот самый портрет

Николай II
Парадный портрет Николая II (полное название - «Портрет Его Величества Государя Императора Николая II») кисти знаменитого российского живописца Ильи Репина получает сегодня Эрмитаж. Это тоже подарок к 300-летию, который делают российские меценаты - алмазодобывающая компания «Алроса».
Портрет считался долгое время безвозвратно утерянным. Его история захватывающа и окутана мифами. Началась эта история зимой 1895 года, когда Илья Репин получил заказ Министерства Императорского двора (аналог нынешнего Управления делами президента) на изготовление парадного портрета императора для зала заседаний Государственного совета. До 1917 года портрет висел в круглом зале-ротонде Мариинского дворца, который также украшали портреты прежних российских самодержцев. Кстати, портрет во всем его великолепии виден на грандиозном репинском полотне «Заседание Государственного совета». Николай II, ведущий заседание, изображен там на фоне собственного портрета. В смутные дни 1917 года картину вырезали из рамы, и она пропала, - казалось, навсегда. Пока не всплыла уже в наше время.
Про картину ходят легенды, что она долго тайно хранилась в частной коллекции (поскольку после расстрела царской семьи существовало указание уничтожить все портреты императора). Во время блокады ее якобы нашел на помойке один ленинградский коллекционер. Потом картина переходила из рук в руки, ее даже обменивали на квартиру в центре города, пока она не попала на экспертизу в Третьяковскую галерею, где оказалась под арестом, поскольку несколько претендентов через суд отстаивали свое право владения, а потом ее следы вновь затерялись...
В новом ракурсе этой истории раскрыл тему «Новой газете» директор представительства АК «Алроса» по Северо-Западу России Вячеслав Щербаков, который, по его собственным словам, уже два года занимается этой картиной. По его словам, Репин нарисовал не один, а... два портрета, поскольку придирчивый Императорский Двор и лично Государь Император не утвердили первый вариант. И то полотно, которое они передают в дар Эрмитажу, - как раз самый что ни на есть истинный, утвержденный и бесспорно подлинный вариант парадного портрета.
- Мы давно думали о том, что подарить городу на трехсотлетие, - говорит Вячеслав Щербаков. - Например, само собой напрашивается - алмаз. Но это уж как-то слишком тривиально. А поскольку мы знали, что Михаил Пиотровский хотел приобрести картину для Эрмитажа на аукционе, но не смог этого сделать из-за высокой цены, сделали свой выбор в пользу картины.
Цена действительно высока. И хотя дарители и аукционщики хранят на этот счет упорное молчание, нам удалось выяснить, что цена чуть ли не вдвое превзошла стоимость знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, выкупленного для Эрмитажа на деньги главы холдинга «Интеррос» Владимира Потанина. А объясняют это просто: после перезахоронения останков царской семьи в Петропавловской крепости и канонизации императорской семьи цена на картину подскочила в 4 - 5 раз...

Эмилия КУНДЫШЕВА, Николай ДОНСКОВ
Фото Александра ПОЛИСКОГО