Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Подальше от греха

4 февраля 2013 10:00 / Мнения

Создание факультета теологии в СПбГУ идет недостаточно быстрыми темпами.

Почти год назад специальная комиссия начала изучать целесообразность появления такого факультета в светском вузе. 28 января 2013 года полномочный представитель президента в СЗФО пообещал ускорить этот процесс. На встрече с представителями различных конфессий он заявил: «Если серьезных препятствий нет, Кропачев (ректор СПбГУ. — Ред.) пойдет навстречу и решит эту проблему».
 
Судя по энергичному тону, о целесообразности речь уже не идет — только о сроках.
 
Однако у этой идеи есть не только восторженные почитатели. Диалог сторонников такого рода развития Университета с противниками можно уложить в несколько основных тезисов.

Тезис первый

За: Во многих европейских странах теология исторически была одним из первых преподаваемых предметов, и ничего такого клерикального в этом нет. Во многих либеральных университетах есть свои центры изучения Библии, иудаизма, буддизма и проч.

Против: В России теология никогда не включалась в систему светского преподавания; напротив, церковь всегда готовила священников в своих учебных заведениях. Кроме того, «Межконфессиональный» теологический факультет — это, простите, оксюморон, теологические факультеты всегда представляют исключительно одну религиозную традицию. Необходимость согласовывать программы, например, образования католиков и православных может разрушить идею гармоничного диалога конфессий.

При этом религиозная организация получает согласно ст. 87 нового Закона «Об образовании» исключительный инструмент влияния на программы светского вуза. Фактически она сможет устанавливать свои законы на формально светском факультете, что представляется спорным с точки зрения логики светского государства.

Не лучше ли дать право духовным учреждениям иметь свои ВАКи и там устанавливать степени кандидатов и докторов богословия?

Тезис второй

За: Никто не собирается там готовить священников. Эти специалисты станут основой преподавания религиозных дисциплин в школе. Поскольку сами дисциплины уже вводятся повсеместно, то действительно, почему бы их не преподавать дипломированным специалистам?

Против: Почему это не могут делать историки религии, религиоведы, библеисты, антропологи? Очевидно, потому, что, по мнению представителей религиозных организаций, религиоведы имеют за спиной «страшный грех» — атеизм.

Получается, что главное отличие — теологи должны быть попросту верующими — видимо, для лучшей передачи «духовно-нравственного» компонента. Не в первый раз мораль и нравственность связываются исключительно с религией, а атеисты и прочие альтернативно верующие исключаются из числа возможных носителей морали. Согласно такой идее, основам религии и светской этики должны учить исключительно верующие, прошедшие формально светское образование, но под контролем религиозных организаций. В целом выходит, что светскую науку религиоведение хотят заменить религиозным мировоззрением.

Тезис третий

За: Введение теологического образования никак не повлияет на другие факультеты, в том числе естественнонаучные. Появилась же кафедра теологии в МИФИ, и ее даже возглавил митрополит.

Против: В странах, где церковь отделена от государства, где только недавно университеты стали развиваться как автономные образовательные учреждения, не контролируемые «коммунистической партией и правительством», введение контролируемого религиозными организациями факультета не может не повлиять на общую атмосферу. Исторический аналог в Императорском университете уже был: погром, произведенный обскурантистом Д. Руничем в 1820-х годах в Императорском университете, когда лекции известных юристов были объявлены «антихристианскими» и противомонархическими, а сами они были отставлены от преподавания.