Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

День стрелочника

16 июня 2003 10:00

Вчера опять открывали Ладожский вокзал. В который уже раз за последнее время - и не сосчитаешь. Сроки постоянно корректировались в сторону увеличения, вехи сдвигались, события переносились. Рабочее открытие в торжественной обстановке назначали на 14 мая, затем откладывали на 17-е, затем... «Пробные» электрички с вокзала все-таки пошли, а вот парадная церемония, запланированная на 25 мая, тихо не состоялась. Хотя информации об отмене не было: в календаре юбилейных празднеств (на официальном интернет-сайте 300-летия Петербурга) мероприятие, о котором идет речь, по-прежнему висит. Выделенное жирным шрифтом, одним из главных пунктов программы...




«Жирным шрифтом» Ладожский выделялся с самого момента закладки. О том, что без нового железнодорожного терминала в этой части города не обойтись, что Московский и Финляндский вокзалы задыхаются от наплыва пассажиров и разгрузка их необходима, известно было, как водится, давным-давно. Но спохватились только в январе 2001 года. У кого-то из высших ж.д. чиновников родился гениальный слоган: даешь Петербургу подарок на 300-летие! И понеслось.
Еще не будучи построенным, Ладожский получил своего рода статус памятника. Архитектором грандиозного проекта выступил сам председатель комитета охраны памятников (КГИОП) администрации города Никита Явейн. А возводился вокзальный комплекс такими ударными темпами, что искры летели.
- В три раза быстрее, чем положено по строительным нормам! - хвастался министр путей сообщения Геннадий Фадеев.
«А надо ли?» - интересовались острожные граждане. «Надо!» - уверенно отвечали чиновники. Зачем - секретом не было ни для кого. Хотели во что бы то ни стало успеть к юбилею малой родины президента. Чем это обернулось, тоже ни для кого не секрет. Впопыхах не рассчитали расстояние между двумя соседними платформами, и первая же пущенная электричка врезалась в перрон. К счастью, люди не пострадали. Виновные получили втык и кинулись устранять недоделки.

Как ни гнали, к основным юбилейным торжествам все-таки не поспели. И вот, наконец, день икс: 15 июня. Кажется, на этот раз без эксцессов. Должно быть без эксцессов. Пошел обратный отсчет. В полвторого ночи Владимир Путин сел на скорый поезд до северной столицы.
Без пятнадцати восемь утра. Вход на вокзал со станции метро «Ладожская» уже заблокирован. Никаких объявлений, просто не пускают и всё. «Куда лезете? Не видите - закрыто!» - орет дама из обслуживающего персонала. Около другого входа, со стороны площади, собралась толпа встречающих. Кое-кто с цветами, все - с озабоченными лицами. Через узкую дверь, поодиночке, пыхтя и отдуваясь под тяжестью багажа, протискиваются «на волю» прибывшие пассажиры. «Это вы с какого поезда? С Вологодского?..» - взволнованно спрашивает каждого появляющегося в проеме двери человека пожилая дама. Приятное удивление: поезда дальнего следования здесь уже ходят. И судя по нескончаемой веренице вояжеров с баулами, ходят не пустые. Удивление: специально приехавшим в такую даль в такую рань встречающим не разрешают выполнить их непосредственную миссию. Некоторые, ссылаясь на бабушку с пятью чемоданами или путешествующего без провожатых ребенка («ему строго-настрого наказали ждать у вагона!»), пробуют уговорить охранника: «мы на минуточку и сразу назад» - но какое там.
Мало-помалу охрана тоже начинает нервничать. «Так они и за час не пройдут!» - бросает своему напарнику молодой парень. Он вдруг обращает внимание на соседние двери и пытается их отворить, дабы увеличить пропускную способность «зеленого коридора». Тщетно.
«А электрички ходят?» «Где можно посмотреть расписание?» «А это вообще надолго?..» Голоса жителей великого города звучат заискивающе. Местами. Но по большей части гневно: «А для кого вокзал-то построен?!.» Охранники отмахиваются - не до вас, мол. «Вот Путин приедет, у него и спросите!» - не выдерживает кто-то.

Президентский состав прибыл ровно в десять утра. Владимир Владимирович и его соратники осмотрели подвижной состав нового поколения, в том числе спальный вагон класса люкс с баром, кухней, душевой кабиной в каждом купе и т.д. Сопровождавшей президента его полномочному представителю Валентине Матвиенко особого предпочтения не выказывалось, а вот губернатора Владимира Яковлева, по некоторым наблюдениям, старались «задвинуть в угол». Впрочем, это субъективно, вокзалом же все остались довольны.


Справка «Новой газеты»
Ладожский вокзал - первый в городе на Неве, отвечающий мировым стандартам. Подземные и наземные павильоны, разводки, переходы, лифты, эскалаторы, зоны отдыха, уникальная компьютерная система управления, оборудованные по последнему слову техники кассовые залы, огромные полноцветные жидкокристаллические информационные табло... Что примечательно - весь под крышей. Общая площадь комплекса составляет 28 тысяч кв. метров, пропускная способность - 4600 пассажиров в час. Ежедневно Ладожский планирует обслуживать (принимать и готовить в рейс) от 23 до 29 поездов дальнего следования и от 25 до 39 пригородных. Многим обладателям дач на Волховстроевском, Пестовском, Ладожском, Приозерском направлениях предстоит теперь добираться до своей недвижимости не с привычных Московского и Финляндского, а с нового, Ладожского вокзала. Говорят, так им станет гораздо удобнее. Примерная стоимость стеклянно-бетонного чуда - 9 млрд рублей.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС