Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Эрмитаж: дальше — тишина?

17 июня 2013 10:00 / Культура

Интрига, которой больше месяца жили две столицы, в один день сдулась, как лопнувший шарик, хотя ситуация так и не прояснилась.

Миновали две даты — 3 и 15 июня, названные президентом РФ как время икс для решения вопроса: будет ли восстановлен в Москве Музей нового западного искусства (ГМНЗИ) и потеряет ли Эрмитаж в результате музейного передела знаменитый третий этаж?

Молчание может означать все что угодно. Например, что Министерство культуры уже все решило и никакого воссоздания не будет. Или наоборот: воссоздание состоится, и сейчас министерские юристы ищут варианты маневров, которые позволят обойти российское законодательство, запрещающее делить музейные коллекции. А может, эта скандальная идея была лишь дезинформацией, на которую клюнула общественность, и в следующий раз, когда будет вброшена очередная «деза», общество не отреагирует на нее так бурно и можно будет «без шума и пыли» провести любые перетасовки в музейных фондах?

Напомним: скандал разразился после того, как Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительного искусства им. Пушкина, задала Владимиру Путину вопрос: когда же решится вопрос о воссоздании ГМНЗИ?
Если эта идея госпожи Антоновой будет воплощена в жизнь, начнется процесс музейного передела, сравнимый с тем, что устроили большевики в 20 — 30-е годы.

Практически единодушная реакция музейного сообщества на предложение Ирины Антоновой, казалось, решила вопрос. Против музейного передела высказалось подавляющее большинство членов экспертного совета при Министерстве культуры, все директора музеев.

Обсуждение продолжилось в администрации президента РФ. На нем Ирина Александровна продемонстрировала свое отношение к Закону о музейных фондах: «Некоторым кажется, что перемещение картин из Санкт-Петербурга в Москву создаст опасный прецедент и бесконечные поводы к многочисленным разбирательствам в судах в отношениях между странами. Так вот, никакого прецедента не существует. Юристы всегда смогут найти подходящие формулировки».

Также в СМИ не была опубликована «Справка о ГМНЗИ», подготовленная Ириной Антоновой перед встречей в администрации президента. А читать ее очень интересно. Если в публичных выступлениях Ирина Антонова делала упор на восстановление ГМНЗИ как самостоятельного музея, то в этой справке она не скрывает истинных целей затеянного скандала — бывшее собрание ГМНЗИ должно полностью перейти в возглавляемый ею музей. Она обосновывает эти претензии заявлением, что якобы в 1948 году, когда ГМНЗИ ликвидировали, «его коллекции были в срочном порядке переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина (поскольку в свое время, с 1926 по 1929 год, ГМНЗИ уже находился в его составе)». Такого факта в истории не было, о чем в своей книге «История ГМНЗИ» пишет Нина Яворская, исполнявшая обязанности директора этого музея с 1937 по 1948 год. Но Ирину Александровну это не смущает — видимо, она рассчитывала на слабое знание вопроса большинством участников встречи в администрации президента.

Рассказывая в «Справке» о разделе собрания ГМНЗИ, Ирина Антонова говорит о переданных в Эрмитаж картинах так, будто они были отобраны именно у ГМИИ им. Пушкина: «...из ошеломительного собрания живописного наследия Пабло Пикассо — сорока четырех полотен — в ГМИИ осталось только одиннадцать, из пятидесяти одной картины Анри Матисса — шестнадцать…» И так далее.

А в заключении «Справки» Ирина Александровна открыто требует воссоздания ГМНЗИ: «После проведения предусмотренных постановлением правительства РФ работ по созданию музейного городка это можно будет сделать на базе ГМИИ».
Сейчас Эрмитаж готовится к масштабной выставке в Казани, задуманной еще зимой: в октябре там будут представлены около 160 работ из собрания импрессионистов — самые знаменитые работы Матисса, Пикассо и других «обитателей третьего этажа».

По информации «Новой», 27 июня в Министерстве культуры должно пройти очередное заседание коллегии, посвященное вопросу о воссоздании ГМНЗИ. А пока — тишина.