Как пилили Таврический сад
Фото: Михаил Масленников

Как пилили Таврический сад

29 июля 2013 10:00 / Общество / Теги: памятники, стройка

История одной деградации: от Потемкина до Сердюкова

Незаконная распродажа частей этого федерального памятника началась еще десять лет назад. Сегодня под застройкой оказалась почти четверть охраняемого ЮНЕСКО архитектурно-ландшафтного ансамбля. До конца года обещают «наполнить эстетически-изысканным эротизмом» бывший кинотеатр «Ленинград», где близкие Владимиру Путину бизнесмены Юрий Ковальчук и его сын Борис обустраивают театр-кабаре a la «Crazy Horse de Paris».

В год 300-летия Петербурга прекратил свое существование кинотеатр «Ленинград». Скоро здесь будет кабаре.

О махинациях, связанных с отчуждением частей Таврического сада и их передачей под коммерческие проекты, «Новая» писала не раз, периодически сопровождая статьи припиской: «Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру». О том, как у всех на глазах уникальный ансамбль превращается в ударную стройку капитализма, писали и наши коллеги (например, Михаил Золотоносов — с 2005 года). Фокусировка зрения следственных органов начала отлаживаться только теперь, зацепившись пока лишь за единственный эпизод — в рамках дела, переставшего быть только семейным для Анатолия Сердюкова. Самое время освежить в памяти и другие, имевшие для выдающегося памятника не менее пагубные последствия.

Тепличная коррупция

С 2001 г. объект «Таврический дворец» был включен в реестр памятников федерального значения. В состав памятника входят не только дворец, но и сад с гидросистемой, дом садовника, оранжереи, мосты, ограды, здание кинотеатра «Ленинград» — все, что попадает в исторические границы ансамбля, чья территория в плане представляла собой ровный квадрат.

В 1996 г. участок с теплицами передается СХПК «Цветы» на правах постоянного (бессрочного) пользования «для ведения сельского хозяйства». После чего проводится реорганизация с последующей приватизацией — «Цветы» оформляют участок в собственность, хотя по действовавшему тогда законодательству памятники федерального значения независимо от того, на чьем балансе находятся, не подлежали приватизации (Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020–1). В 2003 г. «Цветы» подводят под процедуру банкротства и продают на торгах, вторично нарушая упомянутое постановление. Счастливым приобретателем участка становится ООО «Базис», созданное за несколько недель до торгов, причем участок площадью 2,7 га в Таврическом саду достается ему по цене двухкомнатной квартиры в том же районе — за 10,8 млн руб.

Примечательно, что по той же схеме тогда же и тому же «Базису» был продан и кусок Баболовского парка в Пушкине — который, как и Таврический сад, с 1990 г. находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Прокуратура Петербурга, недавно завершившая проверку по сделкам с участком в Баболовском парке, констатировала: продажа была незаконной, как и госрегистрация прав на этот участок — согласно ст. 50 ФЗ № 73 отчуждение из госсобственности объектов ЮНЕСКО запрещено. Материалы проверки по Баболовскому переданы в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц). Однако при всей зеркальности этих историй никаких симметричных действий в отношении сделки по отчуждению тепличного участка Таврического сада пока не воспоследовало.

По одной из бытовавших версий, «Базис» приобретал участок в интересах холдинга «Веда» — крупнейшего тогда производителя алкогольной продукции (его владелец, депутат Госдумы Кирилл Рагозин погибнет в 2005-м, катаясь на снегоходе), но затем был перепродан ООО «Потемкинская», на 80 % принадлежавшему бизнесмену Алексею Редозубову. Редозубов пожелал застроить его жилыми и коммерческими зданиями высотой до 6 этажей, требуемый архитектурный проект исполнила «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова».

Мешал охранный статус. Чтобы преодолеть это препятствие, была заказана экспертиза мастерской Татьяны Славиной. Которая пришла к выводу о целесообразности исключения из границ памятника якобы деградировавшего участка сада и сочла заявленную застройку вполне допустимой. Необходимые согласования дала Росохранкультура. Но КГИОП отказался изменять границы памятника. Тогдашняя глава ведомства Вера Дементьева, отвечая на запрос «Новой», сообщала: «КГИОП счел обоснованным мнение экспертов только в разделе исследования, касающегося частичной утраты исторической планировки в северо-западной части территории объекта культурного наследия. (…) Однако КГИОП категорически не согласен с выводами «Заключения…» о невосполнимой утрате первоначальной планировочной структуры данной территории и считает необоснованным вывод о целесообразности корректировки границ территории памятника. Никаких действий по изменению границ территории объекта и составу памятника КГИОП не производил, считая выводы экспертизы необоснованными».

Впоследствии компания господина Редозубова обанкротилась, и участок в Таврическом отошел за долги одному из ее кредиторов — банку «Санкт-Петербург».

Сердюков и его «братья»

В 2006 г. загадочным образом перешла в частные руки и пальмовая оранжерея.

Тогда же появилась информация о намерении новоиспеченного владельца снести ее и построить на высвобожденном месте что-нибудь более коммерчески выгодное. Имя владельца не раскрывалось. Вице-губернатор Александр Вахмистров в ответ на запрос «Новой» сообщал удивительное: Смольный не располагает сведениями о том, в чьей собственности находится данный объект. Что, впрочем, не помешало господину Вахмистрову весьма оперативно встретиться с этим «неизвестным», когда по городу прокатилась волна протестов и из администрации города вышел релиз, извещавший о том, что оранжерея обязательно будет сохранена. По сведениям, тогда же ставшим известными «Новой» из своих информированных источников, оранжерея (официальный адрес: Потемкинская ул., 2, лит. Г) с ноября 2004-го оказалась в руках председателя совета директоров ООО «Промышленная группа Союз» Александра Усова наряду с его братом Петром Усовым. «Союз» объединял предприятия по производству мебельных комплектующих, древесно-стружечных, строительно-отделочных материалов.

Как показало дальнейшее развитие событий, эта тема стала не единственной общей для братьев и Анатолия Сердюкова (начинавшего свою карьеру с должности завсекцией магазина «Ленмебельторг»).

Имена братьев Усовых будут связаны со скандальным сносом Литературного дома на Невском, с 1988 г. находившегося в безвозмездном пользовании Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу. В связи с этим адресом (как и в случае с участком в Таврическом саду) также изначально упоминался холдинг «Веда» — еще к 2003 г. им был разработан полный пакет инвестиционно-тендерной документации на реконструкцию здания на Невском, 68, под жилой дом со встроенными помещениями. После чего этот адрес попал в утвержденный городским правительством первоочередной перечень объектов, выставляемых на торги до 2004 г. (утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 12168 от 96.07.2004 г.). После гибели Кирилла Рагозина разработанный его холдингом проект реконструкции Литературного дома переходит ООО «АвтоКомБалт» (по данным на январь 2011 г., оно на 34 % принадлежало Александру Усову, на 66 % — Артуру Позову).

Право на реконструкцию Литературного дома компания «АвтоКомБалт» получает без торгов, в рамках городской программы создания гостиниц. Инвестор освобождается от необходимых в таких случаях отчислений на развитие городской инфраструктуры, но обязывается построить на Лермонтовском проспекте новое здание для мытарей. Поговаривали, что Литературный дом планировалось обустроить под элитные апартаменты для семейства Анатолия Сердюкова, который с 2000-го (года своей женитьбы на дочери Виктора Зубкова) занимал руководящие посты в Министерстве по налогам и сборам — от замруководителя Межрайонной инспекции № 1 по Санкт-Петербургу до руководителя ФНС России.

Предпроектные проработки, выполненные АОЗТ «Архитектурная студия М4», предусматривали создание «апартамент-отеля на девять номеров» с встроенными помещениями и гаражными боксами в цокольном этаже на пять автомобилей. Впоследствии проект претерпел изменения, его реализацией занялась корпорация ЛСР.

В те годы, когда Анатолий Сердюков работал в ФНС, городскому ее управлению КУГИ передал соседствующий с оранжереей господина Усова в Таврическом саду домик садовника с двумя флигелями и участком в полгектара. В 2008-м на бюджетные средства был проведен масштабный ремонт. Двумя годами позже по ходатайству Сердюкова этот комплексный объект перешел в ведение Министерства обороны и был принят на баланс ФГУП «СПб Инжтехцентр», возглавляемого мужем сестры Сердюкова — Валерием Пузиковым.

Скандал с домом садовника стал еще одной пикантной страницей в деле Оборонсервиса.

В 2011 г., как установлено теперь следствием, глава военного ведомства санкционировал продажу участка с домом садовника, оцененного и выставленного на торги руководителем департамента имущественных отношений Минобороны Евгенией Васильевой. Объект достался компании «СтройРент» (учрежденной незадолго до аукциона с уставным капиталом 10 тыс. руб.) за 386,4 млн руб — что, как полагает прокуратура, было на 75 млн руб. меньше его рыночной стоимости. По версии следствия, «СтройРент» контролировалась Валерием Пузиковым.

После возбуждения военной прокуратурой уголовного дела в связи с выделением Министерством обороны участка земли на Черноморском побережье тому же Пузикову «СтройРент» объявила о продаже недвижимости в Таврическом саду через Российский аукционный дом (РАД). В настоящее время информация по данному объекту на сайте РАД отсутствует.

Все лучшее — детям. «Детям» ВВП

Еще один кусок сада был выведен из границ памятника «Таврический сад» при Валентине Матвиенко в интересах компании «Газпром». Проект презентовался как детский каток в подарок Петербургу. На выходе подарок, внешне напоминающий распухший торговый ларек, оказался коммерческим предприятием с панорамным рестораном, магазинами и весьма внушительной платой за возможность позаниматься спортом. Обойти законодательные запреты на застройку территории федерального памятника и объекта ЮНЕСКО попытались следующим образом.

Пресловутая Татьяна Славина выполнила экспертизу, рекомендовавшую изменить режим охранной зоны на режим регулирования застройки. В марте 2004 г. экспертизу согласовали и КГИОП, и Министерство культуры. А в июле того же года правительство Петербурга утвердило представленный Верой Дементьевой «Перечень участков исключений (лакун) в границах объединенной охранной зоны Санкт-Петербурга», где новое строительство уже разрешалось. В перечень вошел и облюбованный Алексеем Миллером кусок сада.

Каток, напоминающий распухший торговый ларек, оказался коммерческим предприятием с рестораном, магазинами и внушительной платой за возможность позаниматься спортом.

Правомочность таких манипуляций пытался оспорить депутат Алексей Ковалев, обращавшийся к региональным и надзорным ведомствам. Он, в частности, настаивал на нелегитимности распоряжения о «лакунах»: исполнительная власть не вправе изменять документ, принятый решением законодательного органа (а границы охранной зоны устанавливались решением Ленсовета-1988). Напоминал парламентарий и о недопустимости отчуждения частей памятника федерального значения, находящегося в федеральной же собственности. Но прокуратура тогда предпочла не увидеть никаких нарушений.

В год 300-летия Петербурга прекратил свое существование и первый в нашем городе панорамный кинотеатр «Ленинград». В 2004-м и этот не подлежащий отчуждению участок вместе со зданием были проданы. Владельцем стало ООО «Профит» (по данным СПАРК, принадлежит двум компаниям — миноритарным акционерам банка «Россия»: 25 % у некоммерческого партнерства «Поддержка предпринимательских инициатив» Юрия и Бориса Ковальчуков, 70 % — у ООО «Релакс», собственность Светланы Кривоногих).

Изначально тоже прикрывались ребятней: замдиректора по строительству «Профита» Виктор Падошкин заверял, что тут останется кинотеатр, а еще будут досуговый центр, кафе, боулинг и картинг для детей. Заказчиком выступила компания группы ЛСР. Демонтировали все, кроме фасада. К 2007 г. КГИОП обнаружил, что «реконструируемый» объект заметно выше исторических отметок. Архитектор Дмитрий Бутырин (ныне, увы, уже покойный) обращал внимание и на опасное удлинение: увеличенное вглубь сада здание кинотеатра встало на бывшее русло водотока (канал, обеспечивавший нормальную работу гидросистемы парка, пролегал прежде до Кирочной улицы и уходил в трубу под комплексом казарм Преображенского полка).

Как поясняли тогда в охранном ведомстве, хотя сам кинотеатр и не имеет статуса памятника, но находится на территории объекта культурного наследия федерального значения, а потому «любые работы, которые ведутся на объекте, не должны менять облик Таврического сада, а реконструируемое здание не должно оказывать негативное воздействие на восприятие данного памятника». КГИОП выдал предписание остановить все работы. Они тем не менее продолжались.

В прошлом году комитет подавал в суд на владельца и подрядчика, возобновившего реконструкцию без согласования КГИОП. Арбитражем были предписаны штрафные санкции. Но вскоре Служба Госстройнадзора выдала разрешение на проведение работ.

Информацией о планах владельцев нас ошарашили на минувшей неделе. Как стало известно газете «КоммерсантЪ», новые хозяева здания вознамерились наполнить «Ленинград» «эстетически-изысканным эротизмом»: в бывшем кинотеатре предполагается открыть первый в России театр-кабаре «уровня Le Crazy Horse de Paris», где обещается «возвести умение обнажаться в ранг высокого искусства». Об этом интернет-ресурсу russiadance.ru поведал идеолог проекта режиссер Феликс Михайлов (автор ряда телешоу Первого канала). Подобающие реализации этой задачи архитектурные преобразования исполнит Рикардо Бофилл. Из материалов, представленных на сайте его бюро, трудно составить представление о внешних метаморфозах многострадального здания. Скупую информацию о том, что здесь будет «кинозал для проведения различных мероприятий от показа моды до театральных представлений, VIP-клуб и ресторан на верхнем этаже с панорамными видами Санкт-Петербурга и Таврического сада», «уютные и динамичные площадки для мероприятий», сопровождают зарисовки интерьеров с располагающими к интиму мягкими диванами и разбросанными по ним барышнями. Общая площадь будущего стойла для русской версии Crazy Horse — 12 тыс. кв. м. Строительные работы — вновь в ведении группы ЛСР, возглавляемой ныне бывшим вице-губернатором Александром Вахмистровым. Раскрывать более подробную информацию там отказываются, называют лишь ориентировочный срок сдачи объекта — октябрь текущего года. По данным «Ъ», в будущем шоу-центре также разместится «Бэкстейдж Бар» (Backstage Bar, ‘бар за кулисами’) Валентина Юдашкина, который в дальнейшем планируется развивать как сетевой проект баров в мегаполисах по всему миру. Панорамный ресторан на последнем этаже шоу-центра намерен открыть московский ресторатор Кирилл Гусев (владелец холдинга «Ресторанный синдикат»).

В советское время, с 1956 и до 1985 г., Таврический сад назывался «Городским детским парком». Тут работали аттракционы, клуб юных космонавтов, школа фигурного катания, множество разнообразных кружков и спортивных секций при стадионе. В 1962-м открыли памятник — первый в городе, посвященный погибшим в блокаду детям, — «Юным героям обороны Ленинграда».

Сегодня почти четверть территории Таврического сада оказалась застроена и передана под различные коммерческие проекты тем, кто имеет основания причислять себя к детям Путина — по праву рождения от выстроенной им системы.

Таврический сад. Международная цветочная выставка. Начало XX века.

Историческая справка

Таврический дворец (Шпалерная ул., 47) был выстроен в 1783–1789 гг. (арх. И. Е. Старов) по повелению Екатерины II для ее фаворита, генерал-аншефа князя Потемкина — за победы, одержанные русской армией. Изначально ансамбль включал в себя сам дворец и парк, разбитый английским садовым мастером Вильямом Гульдом, выстроенный для него дом со службами (1794 г., арх. Ф. И. Волков), теплицы и оранжереи. С середины XIX в., когда сад открыли для публики, здесь появляются различные сооружения для ее развлечения и спортивные площадки. В начале прошлого века в северо-западной части сада возводят выставочный павильон Императорского общества садоводов (1910–1914 гг., арх. Н. Н. Игнатьев). В 1917-м здесь разместится защищавший Смольный бронебатальон, впоследствии здание будут использовать под ведомственные гаражи, а в конце 1950-х его перестроят под первый на берегах Невы панорамный кинотеатр «Ленинград» (арх. И. И. Чашник) с большим залом на тысячу с лишним зрителей и два малых, на 180 мест каждый. В 1930-х устанавливаются детские аттракционы, а из Царского Села переносят пальмовую оранжерею (арх. А. Бах, 1900 г.), где с 1970-х размещается выставочный зал, а рядом — теплицы сельхозкооператива «Цветы».

 



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close