Открытый Резекне

Открытый Резекне

8 августа 2013 10:00 / Культура / Теги: история

Латвийский город, чьим брендом во времена СССР была сгущенка, в поисках новых путей к сладкой жизни делает ставку на культуру, науку и туризм.

Резекне отметил свой 728-й день рождения Международным фестивалем короткометражных фильмов Open place. Форум позволил не только открыть новые имена в мире кино, но предоставил возможность его участникам и гостям открыть для себя сердце Латгалии — края, чья богатая история вызывает неподдельный интерес, а опыт приспособления к непростым современным реалиям может быть полезен и всем нам.

Сильные духом

Латгалия — восточная часть Латвии, в разные исторические эпохи отходившая то к Речи Посполитой, то к Российской империи. Латгальский язык, официально причисляемый к диалектам латышского, здесь считают самостоятельным.

Ревностно оберегая свою культурную самобытность, латгальцы не проявляют нетерпимости к инакому — дружелюбие и открытость местных жителей, созвучные тихой красоте этого озерного края, дарят редкое по нынешним временам ощущение безопасности, гармонии и покоя. Связанные непростой общей историей, здесь научились уважительно и мирно сосуществовать католики, православные, лютеране, иудеи и староверы. К последним в Резекне с населением в 30 тысяч относит себя каждый седьмой — староверская община насчитывает (только по фиксации участников общего покаяния перед Великим постом) 4500 человек.

О значительном влиянии староверов говорит и присвоение звания почетного жителя Резекне духовному наставнику о. Василию Быстрову, и избрание одним из 13 депутатов городской думы председателя общины Владимира Никонова.

Несмотря на катастрофические последствия трехдневной советской бомбардировки 1944-го, Резекне сохранил очарование старого уездного городка. На перетекающих вверх-вниз улочках (а Резекне, как и Рим, стоит на семи холмах) еще можно встретить ладные краснокирпичные домики, типичные для здешней застройки рубежа XIX — ХХ веков, — как восстановленное после войны здание аптеки, не менявшей своей функции с 1885 года, с печью-голландкой, отделанной изразцами знаменитой стрельнинской школы.

Глава городской думы Александр Барташевич признает, что поначалу идея проведения международного кинофестиваля представлялась достаточно безумной. Но возможность привлечь к Резекне внимание, открыть его миру, презентовать потенциальным инвесторам и туристам перевесила опасения. К тому же для жителей тихой провинции событие такого масштаба — настоящий праздник.

И резекненцы его, безусловно, заслужили: преодолеть кризис 90-х, когда здесь, как и повсюду на постсоветском пространстве, закрывались производства, удалось во многом благодаря их упорству и трудолюбию, готовности учиться и осваивать новое дело.

Принявший фестиваль многофункциональный центр «Латгальское посольство GORS» — своего рода памятник силе народного духа (gors в переводе и означает ‘дух’).

Бывшая депрессивная территория, где еще недавно были лишь болото и заброшенный стадион, превратилась в единое культурное пространство: с парковой зоной, променадом вдоль реки и ультрасовременным зданием киноконцертного комплекса (проект латвийской «Студии визуального моделирования»). Предмет особой гордости — лучшая во всей Балтии акустика.

Зал-трансформер на тысячу кресел способен за десять минут превратиться в танцпол на три тысячи человек, второй зал на 220 мест так же легко преобразуется в помещение для конференций или банкетов, камерных концертов или кинозал. Звезды, уже опробовавшие новый резекненский центр, оценили и возможности грузового лифта, габариты которого позволяют вместе с автомобилем подняться на сцену или покинуть ее тем же путем, избежав нежелательных контактов с излишне назойливыми фанатами; и оснащенные душевыми кабинами комфортабельные гримерки. Все пространства комплекса — от партера до террасы на крыше — доступны для инвалидов. Обеспечивают работу центра всего 20 штатных сотрудников. Набирали по конкурсу, включая директора — обаятельную и энергичную Диану Зирниня, немногим старше тридцати лет. В день открытия фестиваля Диана вышла на сцену дважды: как танцовщица, задействованная в музыкально-хореографическом представлении «Королевна. Латгальская сказка», и как соведущая второго отделения концертной программы в паре с Валдисом Пельшем.

Вложения в будущее

В «Латгальской сказке» (по жанру близкой фолк-рок-опере) играла, пела и плясала едва ли не вся местная ребятня — от дошколят до выпускников. Вообще для развития детского творчества в этом маленьком городе есть масса возможностей: год назад к музыкальной и художественной школам прибавился современный Центр творческих услуг Восточной Латвии Zimulis (карандаш). Проект, разработанный архитекторами Расой Калниней и Марисом Круминьшем, победил в открытом конкурсе благодаря мастерскому решению главной поставленной задачи: обеспечить органичную связь с исторической средой. Под строительство был выделен участок на пустыре, но с очень ответственным визави — Замковой горой с остатками древней крепости, главной достопримечательности Резекне.

Центр творческих услуг Восточной Латвии Zimulis («Карандаш»)с башнями в 5 и 6 этажей (действительно напоминающими пучок карандашей на рабочем столе) очень грамотно вписан в ландшафт.

Авангардный комплекс с двумя наклоненными в разные стороны башнями в 5 и 6 этажей (действительно напоминающими пучок карандашей на рабочем столе) очень грамотно вписан в ландшафт. Естественным его продолжением представляется зеленая кровля, выполненная с применением цветущих десятками оттенков мхов.

Сооружение обоих новых культурных центров обеспечило софинансирование Европейского фонда регионального развития (около 85%), дотации из госбюджета (5 %) и Резекненского самоуправления (10 %). Затраты на GORS составили около 18 млн евро, Zimulis — немногим менее 9 млн.

Расходы на работу Центра творческих услуг покрываются из городской казны — и услуги эти бесплатны для всякого резекненца от 3 до 25 лет. «Карандаш» предлагает им около сотни разнообразных программ — здесь можно заниматься спортом и музыкой, танцевать или рисовать, изучать природу или фольклор, осваивать традиционные ремесла в гончарных или деревообрабатывающих мастерских. Есть и особые программы, направленные на интегрирование в общество детей с ограниченными возможностями.

«Но мы не только тратим деньги, а и зарабатываем, — отмечает руководитель Zimulis Евгения Кущ. — Делаем сувениры на продажу, наши мастерские выполняют заказы городского самоуправления. Один из последних — награды для победителей международного кинофестиваля Open place. У нас действует и бизнес-инкубатор. Те, кому исполнилось 16, могут проработать свой проект и запустить собственное дело. От налогов они освобождены».

Помимо того, как рассказала госпожа Кущ, действует финансируемая местным бюджетом программа «Летняя занятость», обеспечивающая подросткам вполне достойный заработок (около 500 рублей за шестичасовой трудодень). Предприниматели, по итогам собеседования выбирающие себе помощников из питомцев «Карандаша», платят только социальный налог.

Удивительное дело: в сидящей на нефти России бюджетные расходы на образование и культуру сокращаются из года в год, под стоны об очередных тяжелых временах и чавканье жадного до коротких денег бизнеса. А в этом маленьком латвийском городке и спорт, и творческое развитие бесплатны для детей и молодежи, и руководство рискует делать ставку именно на культуру и образование как приоритетные направления!

Сам Александр Барташевич (в июне повторно избранный мэром) вовсе не считает себя романтиком: «Я технарь, по образованию инженер-строитель. Заданный нами вектор обусловлен прежде всего прагматичным подходом к развитию города. Если мы хотим развивать экономику, надо поддерживать высшую школу, профессиональные учебные заведения. Анализируя, какие инвесторы проявляют к нам интерес, понимаем: необходимо серьезно развивать точные науки. Готовить экономистов и просто практиков, способных грамотно руководить производством.

То же самое применительно к культуре, воспитанию. Да, мы вкладываем деньги в детей, потому что в них наше будущее. В каждом есть талант. Надо дать возможность вовремя распознать и раскрыть его. Чтобы дети и подростки не ломали создаваемое тут нами, надо занять их ум и руки, найти им любимое дело. Культура ведь во всем проявляется — в отношении к своему городу, к труду в том числе. Кроме того, для нас серьезной проблемой остается отток населения. Пустыми уговорами никого не удержишь. Надо сделать так, чтобы люди имели возможность здесь получать и образование, и работу, чтобы им было интересно тут жить. И конечно, мы рассчитываем, что развитие культурного потенциала поможет нам привлечь туристов».

Так выглядел Резекне в начале ХХ века.

Радужные перспективы серого пояса

2009-й, когда Александра Барташевича впервые избрали председателем городской думы, был одним из самых тяжелых для Резекне. Почти полностью прекратило свою работу градообразующее предприятие Rebir — некогда крупнейший в СССР завод по производству электроинструментов. Расходную часть бюджета пришлось уменьшить тогда на 3 млн. Еще с конца 90-х встали и другие производства — железобетонный комбинат, молочно-консервный (выпускавший знаменитую на весь Союз сгущенку) и прочие крупнейшие работодатели края. В поисках лучшей жизни народ потянулся на заработки в другие регионы и в Европу.

К 2012 году уровень безработицы удалось снизить на три процента. В том числе за счет новых рабочих мест, появившихся с запуском завода древесных гранул, единственного в Балтии производства труб из нержавеющей стали и ввода в строй двух крупных культурных центров.

Разумеется, одной культурой сыт не будешь. Латвия, как и весь ЕС, живет теперь семилетками — в 2014 году надлежит определиться с приоритетами на очередной срок. Помимо культурного туризма, на первые позиции выходит развитие промышленности (это прежде всего традиционные для края деревообработка, металлообработка и пищевая промышленность).

Среди проблем, требующих незамедлительного решения, есть и хорошо знакомая Петербургу: необходимость вдохнуть новую жизнь в мертвую зону «серого пояса», занятую отжившими свое фабриками и заводами.

Северная часть Резекне, где почти на 100 га распласталась запущенная промзона, была объявлена специальной экономической зоной (РСЭЗ). Тем, кто реализует здесь свои инвестиционные проекты, латвийским законом обеспечена 80%-ная скидка по налогу на недвижимость. 20%-ную скидку предоставляет и город. «Таким образом, получается полное освобождение от налога на недвижимость, будь то земля или здания», — резюмирует Александр Барташевич.

Но пока, к сожалению, инвестиционного бума не наблюдается. Оживленно лишь в той части, что принадлежала городу. Львиная же доля (около 70 га), оказавшаяся в руках у трех десятков мелких владельцев, пока лежит мертвым грузом: собственники не торопятся с продажей, надеясь со временем сбыть свои объекты подороже. По оценкам господина Барташевича, на их выкуп потребуется около 20 млн евро, а весь процесс может занять 4–5 лет. Городская дума пытается придать ему ускорение, налагая штрафы за ненадлежащее содержание территорий и подготавливая такую недвижимость к продаже на принудительном аукционе.

Туристы слетаются на свет «Маяка»

Латгалия дает примеры и другого, весьма креативного использования отживших свое производств. Один из самых впечатляющих — центр развития водного туризма Baka (маяк), созданный путем реконструкции рыбхоза советских времен. Это совместный проект Резекненского краевого самоуправления и администрации района Купишку Литовской Республики, профинансированный Латвийско-Литовской программой межграничного сотрудничества. Пять компаний участвовали в конкурсе на его воплощение. В отличие от установленных в России правил, здесь победитель определяется не минимальной ценой исполнения контракта — лучшим признали третье по дороговизне предложение от Расы Калнини, показавшей наиболее интересное архитектурное и функциональное решение. Старое одноэтажное здание дополнили еще одним этажом и башней со смотровой площадкой, оказавшейся очень востребованной любителями наблюдения за птицами. А здесь, у озера Лубана и простирающихся вокруг Лубанских топей, их обитает свыше 220 видов, включая такие редчайшие, как орлан-белохвост — самая крупная в регионе хищная птица с размахом крыльев более двух метров).

Наружные стены отделаны выполненными по скандинавской технологии листами специально покрытого слоем ржавчины металла; видовые террасы, панорамные окна и минималистский стильный дизайн позволяют максимально слиться с природой — ради которой, собственно, сюда и приезжают.

«Мы стремились найти для этого уникального природного комплекса, ценного многообразием видов растений, птиц и животных, оптимальный баланс между требованиями среды и бизнеса, — рассказывает председатель Резекненской краевой думы Монвид Шварц. — Еще в 1998–2000 гг. на средства японского правительства и специалистами этой страны были проведены очень тщательные изыскания, на основе которых разработали план развития Лубанских топей. Стиль их работы весьма поучителен был для нас: чтобы прийти к какому-то заключению, японские ученые посетили все дома, поговорили с каждым, расспрашивая о предках, предпочтениях, традициях, методах хозяйствования, планах на будущее. Уже тогда место нынешнего расположения центра Baka было определено как отправная точка для развития туризма. Но здесь мы намеренно не предоставляем массово ни ночлега, ни питания, ни особых развлечений. Цель краевого самоуправления не в том, чтобы извлечь из этого нашего объекта прибыль, а в том, чтобы привлечь в край туристов и ориентированный на них бизнес. Да, туристы, образно выражаясь, слетаются на огонь нашего маяка.

А дальше мы перенаправляем их к местным предпринимателям, которые дают гостям кров и стол, открывают магазинчики со всем необходимым».

Как пояснил господин Шварц, администратор центра выполняет роль и диспетчера, и координатора — принимая заявки, составляя интересные маршруты, рекомендуя варианты размещения, питания и так далее. В самом центре есть несколько помещений, удобных для проведения семинаров или небольших конференций (до 50 участников) и только пара номеров для ночлега. Вход на территорию с оборудованным пляжем свободный, за небольшую плату можно получить снасти для рыбной ловли, арендовать катер или лодку, поиграть в теннис или волейбол; имеется все необходимое для любителей виндсерфинга и кайта.

Путешествующие со своим домом на колесах могут встать здесь лагерем, подключившись к воде, электричеству и канализации.

В успехе проекта сомневаться не приходится. «Если раньше сюда приезжало 300–400 человек за сезон, то теперь при хорошей погоде столько же бывает за один день» — такова впечатляющая статистика от Монвида Шварца.

Латгальцы приветливы, радушны и хлебосольны. Как-то даже язык не поворачивается назвать туристическим бизнесом почти семейный прием в гостевом сельском доме, где вас от души будут потчевать копчеными карпами и домашними разносолами, напоят чаем на травах со своим медом, истопят баньку по-черному (в которой, как расскажет хозяин, еще его бабка «ловила детей» — принимала роды), откуда грех не сигануть в полный перевернутых звезд пруд. А утром разбудит пение птиц, из кухни уже будет доноситься запах только что испеченного хлеба, к которому хозяйка предложит янтарное свежесбитое масло, сочный творог и пахнущее детством молоко.

Нам, измочаленным жестким ритмом больших городов, такая терапия просто необходима по жизненным показаниям. Всего-то шесть часов пути от Петербурга до этого сказочного озерного края. До прекрасного своей естественностью бытования, где можно не ввинчиваться в переполненный вагон метро, а сесть на лошадь и совершить неспешную прогулку к мастерской гончара, где тебе позволят собственными пальцами ощутить живое тепло и податливость глины, из которой вдруг выйдет что-то по-настоящему ценное.

Тем временем

В Резекне подведены итоги первого Международного фестиваля короткометражных фильмов Open Place. Оценив 27 работ из 11 стран, жюри под председательством Арниса Лицитиса присудило главную награду картине датского режиссера Мартина Вернера «Buster», отметив «подчеркнуто реалистичный взгляд на одну из самых важных проблем современного общества — лечение детей с отклонениями от нормы».

Шведам достались две награды: лучшим режиссером признана Марианна Билчер за фильм «Belinda Beautiful», лучшим сценарием признана работа Стефана Констинеску «Family Dinner». Награду за главную женскую роль вручили Кэтрин Ватерсон, сыгравшей в фильме Айс Хьодлейвдоутир «Love Story» (Исландия, США), мужскую — Себастьяну Вархольму, исполнившему главную роль в картине Нины Кнага «Towards the Sun» (Норвегия). Российский режиссер, выпускник мастерской Сергея Овчарова в СПбГУКиТ Тимофей Жалнин с картиной «F-5» отмечен за лучшую операторскую работу.

Другому нашему соотечественнику, режиссеру Николаю Бурлаку, достался особый приз СМИ — за фильм «Борис».

Резекненская городская дума вручила свой приз фильму из Финляндии «Stars of Africa» (режиссер Мика Хотакайнен). Оргкомитет фестиваля отметил наградой фильм режиссера Гунхильды Энгере «Premature» (Норвегия).

В роли почетного президента фестиваля выступил актер Ивар Калныньш, отметивший здесь свое 65-летие творческим вечером; главный координатор проекта — секретарь Союза кинематографистов Сергей Новожилов.
Среди гостей были звезды советского кино — Наталья Варлей, Инна Макарова, Валентина Теличкина, Лариса Лужина.

 

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.