Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Под сенью срубленных аллей

30 июля 2003 10:00

Питер строится, пожалуй, как никогда интенсивно. Высотные, нетипичные для наших грунтов «небоскребы», супер- и гипермаркеты, многоэтажные автостоянки, элитные таун-хаузы - какой только невидали не появилось в городе за последние 5 - 7 лет. Ежегодный прирост жилья уже превысил миллионный уровень - в 2002 году город получил 1 миллион 213 тысяч квадратных метров. В этом нарастающем ритме начинают проступать черты Петербурга будущего. Деловой, энергичный - он все больше начинает напоминать европейские города. Хотя имеются и весьма существенные различия. К примеру, если Гамбург, Стокгольм, Париж, Роттердам, развиваясь, продолжают утопать в садах и парках, то зеленый наряд Петербурга съеживается подобно шагреневой коже. По официальным данным, с 1998 по 2001 год площадь, занятая зелеными насаждениями в городе, сократилась на 17%. То есть за три года чуть ли не на пятую часть! Уже в семи центральных районах она ниже норматива.




Под прицелом застройщиков
Нынешнее строительство идет весьма специфическим методом - город не разрастается вширь, а использует уже занятые территории. Ведь для освоения новых нужно прокладывать водопровод и канализацию, дороги и линии электропередач - словом, вкладываться в инфраструктуру. Это требует денег и серьезного подхода к организации инвестиционного процесса, что, вероятно, не по силам чиновникам городской администрации. Сегодня застраиваются еще не занятые пустыри новостроек, дворы и, к сожалению, скверы, а то и парковые зоны города. Для островков зелени в центральных районах строителями и архитекторами даже изобретен специальный термин - «лакуны застройки»(!). То есть зеленый наряд оказался в прямом смысле слова у инвестора под прицелом.
Сады и парки Петербурга переживают тяжелые времена - захламлены мусором, деградируют, практически не восстанавливаются. Так, если в 1981 году было высажено 45 тысяч деревьев и 450 тысяч кустарников, то в 2001-м эти цифры составили 6 и 70 тысяч соответственно. Весьма красноречивы такие данные: парки городов-героев и Южно-Приморский, заложенные еще в 70 - 90-е годы, до сих пор так и не завершены по причине нищенского состояния городской казны.
По зеленым насаждениям бьет и «экология» - из-за использования зимой соли, ухудшения качества воздуха они уже не выдерживают. По данным НИИ «Петербургский НИПИград», из-за неблагополучного состояния почв и атмосферы начали отмирать деревья Летнего, Таврического и Александровского садов...
И все-таки самая серьезная проблема - организационно-правовая неразбериха, царящая последние годы в сфере градостроительства. Начнем с того, что в Питере на сегодняшний день отсутствует городской закон о зеленых насаждениях. А все нормативные акты, имеющие к ним отношение, - СНиПы, территориальные строительные нормы и т.д. - ориентированы исключительно на застройку и содержат только благие пожелания о необходимости сажать деревья и разбивать газоны.
- Если посмотреть официальную статистику, складывается впечатление, что Петербург буквально тонет в садах и парках, - комментирует ситуацию руководитель Программы «ЭКОМ» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов. - На самом деле ситуация попросту критическая. Озеленение ряда центральных районов уже составляет 20 процентов от норматива.
Отсутствие закона ведет к правовой неразберихе. К примеру, Закон СПб «О местном самоуправлении» дает муниципальным образованиям (МО) право заниматься благоустройством придомовых и внутриквартальных территорий. И поначалу они взялись за дело с энтузиазмом. Но вскоре опустили руки.
Один пример. Некое МО разбило напротив своих домов цветочные клумбы, за которыми усердно ухаживало два года. Вдруг, откуда ни возьмись, прибыл бульдозер, и за минуту от красоты не осталось и следа. Все дело в том, что районная администрация решила построить на этом месте павильон.
Обращаться в суд или жаловаться бесполезно - благоустройством придомовых и внутриквартальных территорий согласно действующему законодательству занимаются также территориальные управления администрации города и Управление садово-паркового хозяйства. Словом, у семи нянек дитя без глаза.


«Откат» со стволов
Знаете, чем занимается нынче треть разочарованных муниципалитетов? Вырубкой деревьев, «представляющих угрозу для населения».
- На поверку «больные» нередко оказываются здоровыми, - говорит координатор «Гринпис» в Санкт-Петербурге Дмитрий Артамонов. - Диагнозы о «тяжелом недуге» ставят люди, имеющие весьма смутное представление о ботанике и биологии. Мы искали хоть какие-то документы, регламентирующие процесс очистки города от потенциально опасных деревьев, но ничего так и не нашли.
Как выясняется, за ликвидацию одного «ствола» город платит порубщикам 15 - 20 тысяч рублей. Чем больше поваленных деревьев, тем больше заработок бригады и - «откат» должностному лицу. По утверждению «зеленых», вырубкой «опасных» деревьев кормятся как муниципалитеты, так и УСПХ.
Еще один правовой вывих - до сих пор в Петербурге действует генеральный план 1985 года. Жизнь кардинально изменилась - пришли рынок, новая идеология, по-иному мыслящее поколение. А созданная во времена СССР архитектурно-строительная «заготовка» - все та же. Очередной Генплан должен появиться в 2005 году, а пока власть берет на себя смелость распределять пятна под застройку, что называется, «в индивидуальном порядке».
И на месте скверов, даже в парках (!), начали расти элитные таун-хаусы. Давно ли вы были на Крестовском и Каменном островах, в курортной зоне «Суздальские озера»? Да что там, многоэтажный элитный дом вырос даже на берегу Южного пруда, прямо в Приморском парке Победы! Подобного беспредела северная столица еще не знала.

Зеленая шагреневая кожа
Если позиция властей не изменится, Питер потеряет черты европейского города - таково мнение экологической общественности Санкт-Петербурга. Более того, превратится в непригодный для жизни каменный мешок. (Если за три года потеряно около пятой части деревьев, то еще через 12 лет «кожа» садов парков города «съежится» до нуля?) Но что любопытно, общественность не ограничивается критикой, а предлагает решение проблемы.
Программа «ЭКОМ», пригласив к обсуждению специалистов комитетов Законодательного собрания и городской администрации, депутатов муниципальных образований и «зеленых» - Санкт-Петербургское отделение «Гринпис», разработала проект закона «Об охране зеленых насаждений Санкт-Петербурга».
- Зеленые насаждения мы предлагаем разбить на три группы, - говорит Александр Карпов. - Общего пользования, куда входят парки, скверы, бульвары. Внутриквартальное озеленение - придомовое, автомобильных стоянок, школ и детских садов. Насаждения специального назначения - парки больниц, кладбищ, питомников и т.д.
Важно определиться с нормативами - количеством квадратных метров насаждений на душу населения. Такой норматив существует, однако, по мнению «ЭКОМ», не учитывает пешеходной доступности для населения. (А недоступные зеленые уголки уже не несут социальной функции.) Дальше же нужно следить, чтобы ни при каких условиях норматив не уменьшался.
- Это не значит, что мы выступаем против всей уплотнительной застройки, - поясняет Александр Карпов. - Но за то, чтобы инвестор компенсировал посадки, если новое здание «сядет» на сквер или зеленую лужайку. Точно такие же сквер или лужайку он должен будет восстановить рядом с возведенным домом или в этом же районе. Если же озелененность района ниже нормы, а новые деревья высадить негде, строительство и вовсе должно быть запрещено. У города появляется четкий критерий запрета или разрешения застройки.
Компенсационное озеленение программа «ЭКОМ» предлагает проводить на территориях школ, которые сегодня имеют по 2 - 3 гектара зеленых площадей. Нередко эти площадки заброшены или даже превращены в несанкционированные свалки. (К слову, школьные скверы также попали под прицел инвесторского внимания, но их спасает от застройки федеральный закон о собственности школ на землю.)
Нормативы еще хороши и тем, считают экологи, что их можно контролировать. В муниципальных образованиях должна быть статистика, доступная каждому жителю. Мало того, что сегодня доподлинно никому неизвестно, сколько зелени произрастает в том или ином микрорайоне, невозможно проконтролировать и средства, выделяемые на зеленый наряд города. В бюджете имеется строка: «благоустройство». Но она включает все расходы от посадки деревьев до асфальтирования бывших газонов.

Газон – под закон
Общественный контроль - неотъемлемое условие благополучной жизни кустов и деревьев. Жители должны знать, что будет строиться рядом с их домами, участвовать в обсуждении, знать, какие рубки ведутся в парках и скверах, отстаивать свое право в суде и настаивать в случае сомнения на проведении независимой экологической экспертизы... Всех предложений, наработанных программой «ЭКОМ» не перечислить. И львиная их доля вызывает одобрение специалистов. Это продемонстрировали и депутаты, и представители администрации города. Вот, к примеру, мнение одного из руководителей Комитета по градостроительству и архитектуре Сергея Семенова:
- Лично меня инициатива программы «ЭКОМ» радует. Я и мои коллеги устали работать без нового генплана, зонирования городской территории. Нам приходится сдерживать нешуточный напор инвесторов, претендующих в основном на парки города. Продолжение всей этой неразберихи с отсутствием закона о насаждениях, немощными, по сути, муниципалами, лишенным права голоса населением чревато тем, что город обретет варварский облик, и жить в нем станет просто невыносимо...
18 июня Законодательное собрание утвердило Закон «Об охране зеленых насаждений» во втором чтении. Есть надежда, что последнее, третье чтение закону удастся пройти еще до летних депутатских каникул, если, конечно, политические бури последних недель не поглотят полностью силы и время народных избранников.

Лина ЗЕРНОВА
фото ИНТЕРПРЕСС