Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Здесь не взлетают самолеты...

3 июля 2003 10:00

Начиная с 1995 года над аэропортом «Ржевка» стоит нелетная погода. Авиапредприятие за последние годы пришло в полный упадок. Прогнозы «метеорологов» на ближайшее время остаются неутешительными: аэропорт, кажется, безвозвратно погряз в правовой казуистике. На сегодняшний день, пожалуй, никто не в состоянии точно подсчитать количество судебных исков, которые предъявлены «Ржевке». При этом один из них - в восстановлении в должности генерального директора Валерия Тюкина - длится уже восемь лет... Недавнее решение Мингосимущества предпринять уже вторую попытку приватизации этого госпредприятия вряд ли поставит точку в этой истории (первая попытка закончилась убийством внешнего управляющего Николая Сухова в 1997 году).




«Ржевку» невозможно вычеркнуть из истории нашего города, да и российской авиации. В годы войны здесь приземлялись самолеты, связывавшие блокадный город с Большой землей. В 70-е годы, после появления аэровокзала, «Ржевка» стала вторым по значению аэропортом после «Пулково», откуда совершались регулярные пассажирские рейсы. Новый этап развития начался примерно в 1994 году. Как тогда было модно говорить, из «Ржевки» планировали создать «северные воздушные ворота Санкт-Петербурга». С этой целью руководство аэропорта после проведения необходимых работ по удлинению взлетно-посадочной полосы, реконструкции ряда объектов, закупки новой техники, смогло добиться получения сертификата на осуществление международных рейсов. Авиапредприятие буквально расцветало. Уже были подписаны первые заграничные контракты, достигнуты договоренности с иностранными инвесторами о комплексной реконструкции аэровокзала. Как вдруг... По признанию Валерия Тюкина, руководившего в те годы «Ржевкой», новость о том, что авиапредприятие признано неплатежеспособным и над ним начата процедура банкротства, прозвучала как гром среди ясного неба.
Впрочем, ситуация вскоре выяснилась. Правительство Егора Гайдара разработало определенный коэффициент ликвидности для госпредприятий. Если в результате анализа финансовой деятельности выяснялось, что он ниже нормы, предприятие автоматом считалось неплатежеспособным. Такие «мелочи» как наличие (или отсутствие) судебных исков от кредиторов, выплата (или невыплата) зарплаты сотрудникам, задолженности (или их отсутствие) по налогам никто в учет не принимал. Все эти показатели у «Ржевки» были в норме. Пресловутый же коэфициент не дотянул до положенной отметки из-за сезонных спадов перевозок. По результатам независимой аудиторской проверки, проведенной позднее, выяснилось, что предприятие как раз находилось на подъеме, было перспективным (а вот после 95-го года следовало ежегодное ухудшение показателей).
Важно еще вот что. Этот коэффициент, по желанию некоего «заказчика», позволял едва ли не любое (даже прибыльное!) государственное предприятие без особой волокиты приватизировать и, предусмотрительно занизив его сметную стоимость, по дешевке пустить с молотка. Иногда так поступали сами руководители госпредприятий, в результате подобной нехитрой схемы становившиеся полновластными хозяевами компаний. Таких липовых банкротств по всей России прокатилось множество...
На «Ржевке» инициатором банкротства был не Тюкин, а люди со стороны, которых ассоциировали с так называемой мурманской преступной группировкой. Тюкин им откровенно мешал. Поэтому «мурманчане» поставили на место внешнего управляющего своего человека - Николая Сухова. Ему предстояло отдать «Ржевку» через торги собственным хозяевам. Но бывший штурман якобы решил воспользоваться моментом и сорвать куш в обход хозяев. Такого в определенных кругах не прощают. В 1997 году Николая Сухова застрелили у его собственной квартиры на Пулковском шоссе.
Плохо кончил и его преемник - Евгений Шестаков. Правда, он сменил директорский кабинет не на место на кладбище, а на камеру в «Крестах». Это, пожалуй, тот редкий случай, когда прокуратура оказалась расторопнее криминальных авторитетов. В дальнейшем в количестве внешних, а затем арбитражных управляющих легко сбиться со счета: Николай Коваленко, Сергей Истомин (последний тоже сейчас судится со «Ржевкой») и т. д. В начале нового века не успевшее остыть кресло занял господин Молодниченко. К его приходу у авиапредприятия были уже не липовые, а вполне реальные долги перед кредиторами, собственный парк техники был распродан. Новый директор начал довольно бодро, созвав пресс-конференцию, на которой объявил, что с его приходом все проблемы останутся в прошлом - планов громадье. Сие заявление вскоре он подкрепил спешно организованным авиашоу.
Сегодня именно ему и предстоит вслед за Николаем Суховым попробовать провести приватизацию «Ржевки». Главная задача - определить состав акционеров, возможно на инвестиционных условиях. Но, по нашей информации, серьезных заявок не видно. Авиаруины никому не нужны. Даже Балтийская финансово-промышленная группа, лелеявшая еще при жизни Павла Капыша планы по приобретению «Ржевки», похоже поставила на них крест. Так что кто до конца этого года должен стать хозяином «Ржевки» - большой вопрос. Тем более, повторимся, что из всего хозяйства там осталось полуаварийное здание аэровокзала, да взлетная полоса, которая по закону не приватизируется.
Между тем, даже если приватизация и состоится, вполне вероятно, что вскоре по суду она будет признана незаконной. Дело в том, что легитимность нынешнего директора, который подписывает необходимые документы, выглядит сомнительно.
Ведь, по решению суда Всеволожского района, назначать нового директора Минтранс не имел права до окончательного разбирательства дела Тюкина. А исполняющий обязанности, в отличие от полноправного директора, не имеет права подписывать некоторые документы, в том числе те, без которых будет невозможна приватизация.
А восстановленный-таки в должности в соответствии с решением суда Тюкин тотчас был уволен по другой статье. Он вновь подал иск в суд, считая, что - попытка не выполнить решение Фемиды. Кстати, занимающему серьезный пост в солидной столичной коммерческой структуре Тюкину потенциальное кресло директора душу не греет, и если суд вновь восстановит его в должности, он его, скорее всего, добровольно покинет, ведь, по его словам, восстановить «Ржевку» сейчас способен только чудотворец...

Леонид ПАНЧЕНКО
фото ИНТЕРПРЕСС