Круизы мимо Петербурга

3 июля 2003 10:00 / Политика

Круизный туризм сейчас - один из самых популярных. Порт Таллин ежегодно принимает 5-6 миллионов пассажиров, порт Хельсинки - 16 миллионов, а порт Санкт-Петербург - всего 160 тысяч. Чтобы хоть чем-то соблазнить вожделенных туристов (по статистике каждый из них оставляет в порту и близлежащих окрестностях как минимум 100 долларов за один заход), в начале 2003 года российское правительство приняло закон о безвизовым пребывании иностранных круизных туристов в РФ в течение 72 часов. Новые правила приема круизных пассажиров в России должны были вступить в силу еще 14 апреля 2003 года, но не вступили, так как Министерство иностранных дел России не выпустило нормативные акты, без которых закон России - просто бумажка.




С 1995 года не работает паромное сообщение между Хельсинки и Петербургом. Возобновить его пытались еще в прошлом году, для чего и был подготовлен закон об упрощенном визовом режиме. Однако закон тогда не успели принять, и первые два рейса судна «Силья Опера» в Санкт-Петербург, намеченные на конец прошлого лета, отменили. Судно, которое должно было 29 августа 2002 года прибыть в Санкт-Петербург с 800 туристами на борту, отправилось в Ригу, имея всего 400 пассажиров, притом что может принять на борт до 2 тысяч человек. Предполагалось, что услугами «Силья Опера» будут пользоваться в основном туристы из Финляндии, а с декабря 2002 судно начнет работать в режиме парома. Не получилось.
За введение упрощенного визового режима для круизных судов к 300-летию Петербурга ратовал Владимир Путин. Резко увеличить поток туристов в северную столицу бралась крупнейшая в Европе финская судоходная компании «Силья Лайн», имеющая в Петербурге своего агента - компанию «ИНФЛОТ Ворлдвайд Санкт-Петербург».
После долгих переговоров последней с МИДом, Минтрансом и Федеральной пограничной службой решено было запустить рейсы к маю 2003 года - и снова ничего не вышло. Теперь рейсы намечаются на август 2003-го, но и они уже под угрозой срыва, потому что продажа билетов на круиз начинается за 4 месяца до его запуска. Как и в прошлом году, процесс тормозит Министерство иностранных дел.
Резон МИДа очень простой - за каждую визу оно получает 25 евро. Как заверяют представители «Силья Лайн» в Петербурге, несчастные 25 европейских рублей, а также волокита с оформлением становятся камнем преткновения для финнов и туристов других стран, желающих отправиться в Петербург на круизном судне. Эту логику понять можно - раз каждый из них планирует потратить всего-то среднестатистические 100 долларов, то дополнительные 25 - это довольно существенно.
Формальную причину отказа МИДа озвучило российское посольство в Финляндии - в соответствии с международной практикой и российским законодательством маршрут Хельсинки – Петербург не считается круизным, для того, чтобы он стал таковым, необходимо добавить хотя бы еще один порт. Не надо мешать божий дар с яичницей, говорит МИД. Одно дело круизные рейсы, предполагающие вояж по странам и континентам, другое дело - коммерческие поездки между двумя портами, чтоб перегнать машину или провезти пару литров водки. В этой связи концепция круизного сообщения, плавно переходящего в паромное, представляется довольно сомнительной.
А еще МИД заявляет, что неплохо бы финскому правительству ввести такой же льготный 72-часовой режим для российских туристов, прибывающих в Финляндию. Но тут уже упирается Министерство иностранных дел Финляндии - оно тоже хочет получать деньги за визы. Очевидно, ему, как и МИДу России, по большому счету наплевать на то, что какой-то город-порт не заработает совсем не лишних для России денег, а потенциальные туристы лишатся удовольствия...
На 2003 год в Морском порту Санкт-Петербурга планировалось принять 250 судов с 200 тысячами туристов. Пока что эти планы под угрозой срыва. За последнее время в городе появилось всего одно круизное судно - шестипалубный Silver Wisper («Серебряный Шепот»), который был пришвартован на Английской набережной в памятные дни саммита глав государств 30-31 мая и на котором размещались делегации государств СНГ.

Алексей ОРЕШКИН
фото автора