Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чем дальше к выборам, тем своя рубашка ближе к телу

10 июля 2003 10:00

Ни у кого не вызывало сомнений, что вице-губернатор по финансовым вопросам Виктор Кротов покинет свой пост. Ведь, наверное, никто из нынешних членов городского правительства не считался так безраздельно преданными бывшему губернатору, как он. Но мало кто предполагал, что отставка Кротова состоится именно сейчас...
О грядущей отставке городского «министра финансов» стало известно еще в пятницу, когда он подал заявление об уходе по собственному желанию. В понедельник это заявление подписал Александр Беглов, одновременно назначивший и.о. председателя Комитета финансов Михаила Крылова - первого заместителя Кротова. Что касается самого Кротова, то он, скорее всего, в самом ближайшем будущем окажется в одном из крупных питерских банков. Возможно - в «Балтонэксимбанке», который все последние годы был крайне симпатичен г-ну Кротову.



46-летний Виктор Кротов возник на городской «авансцене» десять лет назад - в 1993 году в качестве одного из руководителей банка «Петровский». До того инженер-электрик Кротов, в 1980 году закончивший ЛЭТИ, успел поработать мастером на ЛОМО, инженером в ГОИ, главным энергетиком треста «Ленстройдеталь», а затем провел несколько лет в тресте «МЖК-строй».
После двух с половиной лет в «Петровском», в августе 1996 года, Кротов специальным распоряжением губернатора Владимира Яковлева был приставлен в первые заместители к первому вице-губернатору и председателю Комитета финансов Игорю Артемьеву. Поскольку Виктор Юрьевич никогда не скрывал, что является «человеком губернатора», более того - смело заявлял об этом, постоянно демонстрируя готовность выполнить любое указание Владимира Анатольевича, его функции при Артемьеве были весьма похожими на надзирательские. Что, собственно, не слишком и маскировалось.
В январе 1999 года «Яблоко» в пух и прах рассорилось с Владимиром Яковлевым, уйдя в глухую оппозицию. «Яблочник» Артемьев подал в отставку, и Кротов занял его место. После переизбрания Яковлева на второй срок, Кротов, естественно, остался на своем посту. Назвать какие-либо его достижения за минувшее время трудно - никаких новаций в работе Комитета финансов не произошло. Более того, многие считают, что профессиональная работа комитета (в том числе, по подготовке проектов городского бюджета) была большей частью связана не с Кротовым, а скорее с его заместителем Сергеем Деминым.
В апреле 2002 года Кротов «попал под статью» - в отношении его было возбуждено уголовное дело по второй части статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями лицами, занимающими государственные должности). Дело возбудило управление Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Западу, а основанием послужили материалы, поступившие из УБЭП ГУВД. В свою очередь, в УБЭП материалы были переданы из контрольно-счетной палаты. Заметим: эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с последующим запретом занимать государственные должности на срок до 3-х лет.
«Поводом для возбуждения дела послужило нахождение денежных средств городского бюджета в коммерческих банках, и в этих же банках брались кредиты», - говорил тогда прокурор Санкт-Петербурга Иван Сыдорук. Еще он говорил, что «те материалы, которые имеются в уголовном деле, позволяют следствию выйти с предложением об отстранении Кротова от должности». В свою очередь, начальник управления Генпрокуратуры по Северо-Западу Владимир Зубрин говорил, что в деле Кротова есть «хорошая перспектива». Однако в отличие от вице-губернатора Анатолия Кагана, которого прокуратура сразу после возбуждения уголовного дела предложила отстранить от должности, Кротов остался «на плаву». За минувший год и расследование дела не продвинулось, судя по всему, ни на шаг, и представление прокуратуры на отстранение г-на Кротова в Смольный так и не поступило. В итоге управлять городскими финансами остался человек, являющийся фигурантом уголовного дела...
И это - не единственный скандал, связанный с именем теперь уже бывшего вице-губернатора.
Например, известная история с нецелевым расходованием 1,2 миллиарда рублей из дорожного фонда. Деньги пошли на досрочный выкуп еврооблигаций. По утверждению Кротова, это принесло немалую выгоду городу, поскольку позволило сэкономить на обслуживании долга. Однако, по мнению многих экспертов, операция была выгодна не столько городу, сколько «Балтонэксимбанку», скупившему облигации задешево, а потом предъявившему их к оплате за номинальную стоимость.
Другой скандал - реализованное за подписью Кротова в 2001 году блокирование средств «коллективной поправки» депутатов Законодательного собрания. Это, мягко говоря, не улучшило отношения главного финансиста Смольного с Мариинским дворцом. Когда же в 2003 году в Собрании сформировалось оппозиционное администрации большинство, и председателем Бюджетно-финансового комитета вместо давнего «смольнинца» Сергея Никешина стал Владимир Барканов, отношения Кротова с депутатами стали совсем скверными. По словам Барканова, вице-губернатор открыто игнорировал Собрание, «фактически сорвал проверки деятельности комитета Контрольно-счетной палатой», и трижды подряд не приходил на заседания БФК.
В результате, к примеру, финансовый план города на 2004-2006 годы БФК рассматривал без вице-губернатора, приславшего на заседание своего заместителя. Кончилось тем, что БФК решил вынести на пленарное заседание вопрос о недоверии Кротову, но из этого ничего не вышло. Как рассказывала «Новая газета», за вице-губернатора неожиданно вступилась... Валентина Матвиенко, передавшая через своего заместителя Валерия Большакова просьбу не нарушать «сложившееся во время юбилея взаимодействие ветвей власти». Тогда это расценили как доказательство того, что г-н Кротов не зря «выстраивал мосты» с полпредством, где многократно был замечен. Но, скорее всего, дело не в этом. Просто уход Кротова должен был состояться не в результате действий депутатов, а исключительно как результат аппаратного давления со стороны «дома на набережной», расставляющего своих людей на всех ключевых постах.
Но почему же Кротов ушел именно сейчас? Предположение, уже высказанное в СМИ, - мол, Кротов ушел, потому что к работе над проектом бюджета-2004 его все равно не допустили бы, - представляется малоправдоподобным. В конце концов, до начала октября (а проект бюджета, напомним, должен поступить в Законодательное собрание до 1 октября) Кротов мог спокойно оставаться на своем посту. Скорее всего, дело в том, что сейчас вице-губернатору за «правильное поведение» и освобождение кресла для кого-то из близких к полпредству людей могли гарантировать хороший «запасной аэродром». А вот в ноябре с «приземлением» могли бы возникнуть большие проблемы...

Борис ВИШНЕВСКИЙ
фото ИНТЕРПРЕСС