У страховщиков две беды: бланки и маршрутки

14 июля 2003 10:00

В петербургские страховые компании поступили первые заявления от клиентов, застраховавших свою автогражданскую ответственность и уже успевших попасть в аварию. Напомним, что выдача полисов по обязательной автогражданке началась первого июля, сразу после вступления в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Спустя десять дней руководители самых крупных компаний собрались за круглым столом, чтобы обсудить общие вопросы, которых с началом практики стало не меньше, а больше.




Как и следовало ожидать, полисов и стикеров на всех не хватает. Тем более, что полисы печатают на Гознаке, а стикеры заказывают местным полиграфистам. Нашлепка на лобовое стекло - предмет не обязательный, но желательный: без нее гаишник имеет еще один повод остановить вас на дороге.
Сейчас многие автовладельцы жалуются на большие очереди в пунктах оформления полисов. А страховые компании жалуются на автовладельцев, которые, оформляя полис, задают тысячи вопросов, потому что им лень почитать газеты. Причем вопросы-то касаются тарифов, которые, казалось бы, давно всем известны. Многие жители пригородов, катающиеся только из Пушкина в Павловск, очень удивляются, когда узнают, что полис для них обойдется в ту же цену, что и для жителей центра.
Для тех, кто ездит на общественном транспорте, например, на маршрутке, тоже возможны сюрпризы. Не исключено, что потратившись на страховку, хозяева маршруток решат компенсировать затраты, взвинтив, пусть ненамного, плату за проезд. Тем более, что для маршруток страховой взнос еще может возрасти. Сейчас их коэффициент - число, на которое умножается базовая ставка - составляет 1,3. В то время как страховщики уверены - он должен быть не менее пяти. И дело не только в том, что маршрутки попадают в аварии каждую неделю в Питере и чуть ли не каждый день - в Москве. Просто пострадавших в таких ДТП всегда гораздо больше, чем в аварии с участием обычного большого автобуса или обыкновенной легковушки. Слишком кучно сидят пассажиры: так что при лобовом ударе или при переворачивании уцелеть очень трудно.
Маршрутные такси обязывают страховаться немедленно - не дожидаясь первого января. В Петербурге и других городах их страхуют более-менее охотно. Но только не в столице, где недавно прокатился бум дорожных аварий с участием маршруток. Там страховые компании от маршруток просто открещиваются, отговариваясь отсутствием свободных бланков. И если тарифы на
ОСАГО будут пересматриваться, то в первую очередь это коснется маршрутных «газелей».
Тариф на ОСАГО может быть пересмотрен и для физического лица. Возможно, через год в перечне страховщиков появится еще один коэффициент - «бонус малус». Это своеобразная премия тем, кто проездил год без аварий (для них коэффициент будет составлять меньше единицы), и штраф для тех, кто заставил страховую компанию раскошелиться (соответственно, от полутора до двух с половиной). Правда, последних могут и не штрафовать - если они догадаются поменять страховую компанию. Единая база автомобилистов, в которую заносятся участники всех ДТП, у питерских гаишников есть, но делиться ею со страховщиками они не собираются. Предположение о том, что перечень неудобных клиентов могут создать сами страховые фирмы, а потом обмениваться данными с конкурентами для создания единой базы, выглядит по меньшей мере смешно. Да и будет ли такая база иметь юридическую силу?
Кстати, как отметил президент петербургского союза страховщиков Андрей Сумбаров, для того, чтобы страхование обязательной автогражданки оказалось рентабельным, требуется застраховать 100 тысяч клиентов. В Петербурге сейчас действуют 25 фирм, получивших лицензию на ОСАГО: 15 питерских и десять московских. А автомобилей в городе чуть больше миллиона, да и страховаться, по данным социологов, будут лишь 40-50 процентов их владельцев. Так что кто-то может и прогореть.
Обанкротиться, в сущности, может любой страховщик. Если такое произойдет, выплаты пострадавшим (тем, кто попадет в аварию, виновник которой застраховался в фирме-банкроте) будут осуществляться из специального резервного фонда. То же произойдет, если виновника аварии установить не удастся, или он скроется с места преступления. Фонд формируется из отчислений остальных, еще не обанкротившихся страховых фирм, которые отсылают в этот котел по три процента своих доходов. Беда в том, что выплаты из этого фонда начнутся не раньше, чем через год, когда котел наполнится. Вторая беда - фонд оплачивает только ущерб для жизни и здоровья, а на ремонт побитого железа деньги не выделяет. В этом случае платить за ремонт придется виновнику ДТП.
Известно также, что страхованию не подлежат машины, принадлежащие воинским частям и госструктурам. Вернее, они будут страховаться, но со следующего года, когда появится соответствующая строчка в бюджете. Пока же деньги с военного или администраторского аварийщика можно вычесть по суду. В случае, если столкнутся две государственные машины или государственная и военная, то есть два юридических лица, искать виновных станет арбитражный суд.
Между тем, владелец уже застрахованного автомобиля, выезжая за рубеж, вынужден покупать на границе специальную грин-карту. Мировое страховое сообщество пока не желает признавать своих российских коллег. Зато недавно признало литовских. И теперь жители Литвы, где ОСАГО было введено четыре года назад, могут выезжать за рубеж, не покупая дополнительную страховку. Как и в России, средняя стоимость полиса в Европе составляет чуть более ста евро. Хотя зарплаты, конечно, другие...

Мария ЮРЧЕНКО
фото Николай КУХАРСКИЙ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close