Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

"Под инвестора ложатся, когда надо скрыть творческую импотенцию"

25 июля 2013 18:05 / Мнения / Теги: стройка

Проект мастерской Никиты Явейна для пересечения набережной Карповки и Каменноостровского проспекта меня порадовал. Потому что на этом примере уже не только специалистам, но и широким кругам граждан стал очевиден непрофессионализм Явейна — члена «волчьей стаи» петербургских архитекторов.

Напомню, что постройки Мебельно-столярной фабрики Ф. А. Мельцера (два производственных корпуса), дом Корлякова (1820-е гг., арх. Д. Адамини) и здание кинематографа «Гранд-Палас» (наб. р. Карповки, 27–29; ул. Профессора Попова, 18–20; Каменноостровский пр., 49–51) впервые появились в известном приказе КГИОП от 20 февраля 2001 г. № 15 «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Причем по поводу двух последних объектов было указано особо: «Рекомендуется к включению в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, с последующим включением в Список памятников истории и культуры (экспертное заключение от 20.03.2000)».

В то время КГИОП возглавлял Явейн, и тогда он эти здания брал под охрану и считал ценными. А теперь Явейн-архитектор решил полностью задавить выявленные тогда памятники жутким «комодом», формально здания сохранив, но архитектурно их уничтожив.

Из истории обсуждения проекта на градсовете ясно, что исторический Петербург с его 9000 памятниками мешает «волчьей стае» наваривать бабло, поэтому они ненавидят и исторический Петербург в целом, и эти 9000 памятников. И для них проще всего все посносить и поставить собственные бездарные коробки, нагло назвав это «решением угла».

Но если все же исходить из того, что указанные выше здания — памятники и их надо сохранять и охранять, то сразу становится очевидным: такой объем нового жилья сюда не засадить в принципе. Картинки Явейна это доказывают неопровержимо, и в этом их единственная ценность.

Первое, что приходит в голову, — жилмассив вдоль Каменноостровского пр. сделать уступами со снижением до двух этажей к угловому двухэтажному дому Корлякова. Аналогично и в отношении трехэтажного здания на набережной Карповки. И максимальную высоту сделать не 27 м, т. е. 9-этажный дом, а максимум 18–20. При этом, естественно, надо избежать обтекания новыми билдингами домов-памятников, вследствие которого памятники зрительно исчезают. Конечно, метраж при этом уменьшится.

Или можно вообще отойти от периметральной застройки квартала, раскрыть пространство, поставив новое здание (здания) в глубине квартала и оставив — страшно сказать — бесполезную в финансовом смысле пустоту между зданиями-памятниками и новостройкой. И в итоге создать сложную пространственную композицию из отдельно стоящих объемов.

В любом случае принцип проектирования должен быть обратным тому, который мы имеем, когда заранее задается число квадратных метров. Сначала надо было нарисовать нечто, сохраняющее памятники как архитектурные феномены, а уже потом посмотреть, какой новый объем можно тут создать. А может быть, тут логичнее построить не жилье, а общественное здание и поставить его в глубине квартала. То есть «решить угол» не тривиально, в лоб, в виде углового дома с башней и периметральной обстройкой квартала, а более изощренными способами. На которые у «вольчей стаи» на самом деле просто не хватает таланта.

Поэтому они с такой охотой и ложатся под инвестора, под его квадратные метры — не только чтобы заработать, но и чтобы скрыть свою творческую импотенцию. В отношении Явейна для меня эта творческая импотенция стала совершенно очевидной после осмотра Михайловской дачи, которую нынче уродуют по проекту «Студии 44». После Михайловской дачи не то что на Каменноостровский — на Дунайский проспект пускать нельзя.

Проект загородного кампуса ВШМ СПбГУ на базе дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача».