Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Папиж всегда поет живьем

14 июля 2003 10:00

Ленобласть делает ставку на туризм. Ожидаются солидные инвестиции и колоссальная реклама. Денег не жалеют. В ближайшие пару лет число гостей, отдыхающих за год в регионе, должно достигнуть полутора миллионов - это столько же, сколько принимает Питер.




Программа развития туризма и рекреации в Ленобласти до 2005 года лишь на днях одобрена местным правительством. Но уже сейчас начинается каскад масштабных пиар-акций, призванных продвинуть регион на внутреннем рынке. Только в этом году на рекламу и промоушн сферы отдыха планируют потратить 2,3 миллиона бюджетных рублей. Одно из таких мероприятий отгремело в минувшую субботу вечером. Ареной действий стал молодой популярный курорт «Красное озеро» в поселке Коробицыно на границе Приозерского и Выборгского районов.
Проблема в том, что местечко на Карельском перешейке, о котором идет речь, с самого начала возведения его в ранг курортных, позиционировалось как горнолыжная база, и потому заполнено главным образом зимой. Сейчас, в середине июля, туристов явно не хватает. Мне довелось спуститься с холма к знаменитому своими «железными» водами озеру и подняться обратно на практически безлюдном подъемнике. На берегу - малочисленные группки белотелых любителей загара с традиционным пивом в обнимку. Некоторые отважно купаются. Кстати, озеро и окружающий ландшафт действительно уникальны. Зона относится к разряду заповедных, взята под охрану государства, и когда строительство здесь мощной инфраструктуры развлечений только задумывалось, защитники природы подняли было бунт. Но как-то быстро затихли. То ли сами переменили мнение, оценив значимость проекта для региона, то ли их аккуратно «заткнули»...
Между тем, деньги вложены хорошие. И с каждым уходящим пустым креслом подъемника уплывают сотни рублей.
- А ведь у нас есть чем заняться кроме лыж! - заверил «Новую газету» генеральный директор «Красного озера» Виктор Тимаков. - Футбол, баскетбол, теннис, рыбалка, баня...
Дабы повысить привлекательность своего предприятия летом, руководство решило провести здесь праздник. Вогнали его в рамки 300-летия Санкт-Петербурга, а назвали: народный фестиваль «Летние коляды». «Целью фестиваля является сочетание возрождения исторических и культурных традиций с яркой зрелищностью в условиях загородного комфорта и обстановке непринужденного общения», - говорится в информационных материалах. Несмотря на анонсы, молва о событии распространялась вяло - даже непосредственно на территории курорта никто толком ничего не знал. «Девушка, расскажите, а что тут будет-то?» - интересовались аборигены, заметив у меня бэйдж с надписью «пресса». К началу празднества, и так сдвинутому почти на час, подтянулись в основном мамаши с детишками. А невольными участниками действия стали клиенты местного общепита, благо проходило оно в час ужина на открытой площадке кафе.


Фестиваль подозрительно смахивал на вечер отдыха в пансионате советских времен. Поглощая котлеты, народ внимал массовику-затейнику в косоворотке и венке из полевых ромашек. «Нечисть всякую разбудим!..» - зазывно выкликал он. В круг поочередно выскакивали Леший и Кикимора в одеждах, украшенных заплатками, травой и листьями; второразрядные певцы и танцоры. Вспомнили хиты пятнадцатилетней давности, включая «Веселых утят» и «Воздушную кукурузу»; юному поколению дали задание что-то нарисовать; в конкурсе на самую длинную косу победила девчушка с жидковатыми волосами, снискавшая жидкие же аплодисменты. Хорошо хоть бега в мешках удалось избежать... Среди такого веселья бальзамом на душу стало соло удивительного актера Геннадия Ткаченко-Папижа (широкой публике он больше всего известен по роли цыгана Джанго в киноромане «По имени Барон»). Впрочем, представили его столь невнятно, что мало кто сумел идентифицировать исполнителя с героем, а тем более понять, в каком жанре он выступил на «Летних колядах».
Приватно артист рассказал «Новой газете», что точного определения для его творчества еще не нашли. Сам он называет «это» (синтез пантомимы, клоунады, пародии, вокала) словечком «папиж» - так в средние века величали короля шутов, а кроме того, это фамилия прапрадеда Геннадия. Разнообразие талантов идет, видимо, от бешеного количества кровей, перемешанных в его жилах (греческая, украинская, польская, немецкая, венгерская), а также от обилия образований (эстрадно-цирковое училище, театральная академия, иностранные языки)... Папиж-Трикстер (архетип Арлекина), входя в экстаз, имитирует рождение первого человека. Вот он материализуется из небытия, произносит первые буквы, слоги... Папиж-театр марионеток поет на разные голоса арии из «Травиаты» и из «Севильского цирюльника», умудряясь при этом жонглировать тремя апельсинами. «Мне не раз доводилось слышать о себе: «Потрясающий мим! Вот если бы еще и пел сам!..» - смеется Геннадий. Поверить в то, что Фигаро и все остальные персонажи - и мужчины, и женщины - это живьем (не под «фанеру»), и правда, очень трудно. Диапазон его голоса - от баритона до сопрано, а следующий проект будет связан с великой перуанской певицей Имой Сумак. Увы, в Питере Ткаченко-Папиж бывает редко, чаще гастролирует по Европе.
Тем временем, разгоряченные даровым алкоголем (спонсором фестиваля стал модный водочный брэнд) совершеннолетние пускались в пляс и во все тяжкие... Праздник мало-помалу набирал обороты. «Гудеть» предполагалось до утра. Организаторы оптимистично надеются сделать фестиваль ежегодным и по-настоящему массовым.

Справка «Новой газеты»
Из казны Ленобласти на продвижение региональных туристических объектов выделено до 2005 года 12,3 миллиона рублей, треть этой суммы пойдет на рекламу. Еще 4,3 миллиона планируется потратить на строительство новых мотелей, гостиниц и спортивно-туристских баз. Эти деньги будут привлекаться от частных инвесторов. Руководители области рассчитывают, что при таких вложениях за три года налоговые отчисления от туриндустрии в местный бюджет составят около 40 миллионов рублей.

Валерия Стрельникова
фото Александр ГУТОРКИН