Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

ЗСД и сточные воды

6 февраля 2014 18:57 / Экономика / Теги: экология

Северный участок Западного скоростного диаметра запущен в августе 2013 года. Но до сих пор не завершены работы, которые должны обеспечить его экологическую безопасность

Питьевая беда

Одна из самых больших экологических опасностей любой дороги (кроме, конечно, шума, вибрации и загрязнения воздуха) – это стоки. Дождь и снег перемешиваются с нефтепродуктами, бензопиреном, тяжелыми металлами. Количество загрязненных вод равно среднегодовым осадкам: для Северного 30-километрового участка ЗСД – около полумиллиона кубометров в год.

Часть этой воды должна попадать в городскую ливневую канализацию, которая затем проходит обычную очистку в системе "Водоканала". Однако на значительной части трассы такой канализации нет, в частности рядом с Юнтоловским заказником, а также в районе Белоострова и дачного кооператива "Дюны".

Активисты утверждают, что уже десять лет не могут получить у заказчика документы, касающиеся природоохранных мероприятий, заложенных в проект строительства ЗСД. Однако из общения с представителями ОАО "ЗСД" и из собственных наблюдений кое-что все же удалось выяснить.

По словам Николая Родина, активиста ДСК "Дюны" (этому кооперативу не повезло оказаться в непосредственной близости от развязки ЗСД и трассы "Скандинавия"), поверхностные стоки ЗСД в районе развязки попадают либо в канавы дачного кооператива, либо напрямую в ручьи, которые затем впадают в реку Сестру. Соответственно, вещества 3-го и 4-го классов опасности (именно к таким, согласно проекту ЗСД, относятся стекающие с трассы воды) попадают в грунт, затапливаются садовые участки и колодцы.

Что такое ГБП?

"Представители ЗСД и фирм-проектировщиков неоднократно заявляли нам, что сточные воды будут очищаться, – рассказывает Николай Родин. – Причем в своих заверениях они любят играть терминами: например, нередко называют реально запроектированные гидроботанические площадки локальными очистными сооружениями, что на самом деле две большие разницы".

Локальные очистные сооружения (ЛОС) – это станции химической очистки воды. Они требуют больших затрат как в строительстве, так и в обслуживании, потому что для их функционирования нужны химические реагенты и обслуживающий персонал.

Гидроботанические площадки (ГБП) – способ очистки воды последнего поколения, основанный на свойствах некоторых микроорганизмов и растений впитывать и перерабатывать вредные вещества. Это мелководные болотца, засаженные специальными растениями, которые справляются с очисткой стоков, например, от небольшого поселка. ГБП не требуют непосредственного участия человека во время эксплуатации, хотя, как правило, раз в несколько лет их нужно чистить от скопившихся вредных веществ.

Беда в том, что для очистки вод, стекающих с автострад, одних ГБП мало. Вот, например, что говорят на этот счет исследования ирландских ученых: "Поверхностные стоки с автострад должны проходить предварительную очистку перед попаданием на ГБП. Некоторые загрязняющие вещества, такие как нефтепродукты, могут нанести урон самой ГБП, снижая ее эффективность. Система, сопровождающая ГБП, должна иметь нефтеловушку, илосборник, сдерживающие пруды, отстойный пруд, затем идет сама ГБП, а в завершение – последний резервуар для отстоя и водосброс". (Healy, M.G., Rodgers, M., Keating, E. 2008. Constructed wetlands for the treatment of highway runoff. Chapter 5. In: Robert H. Theobald (Ed.) Environmental Management. Nova Publishers, NY.)

Итак, что необходимо для нормального функционирования ГБП при очистке воды с автомагистрали? 1. Задерживающий (большую часть времени сухой) и удерживающий (влажный) пруды – это накопители воды, чтобы она не переливалась через край ГБП во время снеготаяния или обильных дождей. 2. Резервуары для осаждения вредных веществ, включающие в себя отделители нефтепродуктов, используются для предварительного очищения воды перед попаданием в ГБП. 3. Фильтрационные системы, включающие фильтрационные колодцы, канавы и пруды.

Есть ли подобные объекты на ГБП, запланированных при строительстве ЗСД? Активисты чудом раздобыли пару листов из проекта строительства трассы, и оказалось, что каждая ГБП вдоль скоростного диаметра представляет собой один-единственный пруд, имеющий мелководную часть, засаженную растениями, да два фильтра на входе и выходе. Смогут ли они выдержать напор всей грязи, стекающей напрямую с автотрассы, – вопрос риторический.

"Такие "гидроботанические площадки" не предназначены для очистки воды, загрязненной большим количеством нефтепродуктов и тяжелых металлов, – утверждает инженер химик-технолог Аркадий Тимофеев, активист организации "Защитим остров Васильевский". – Это просто водосборники, из которых загрязненные воды, фильтруясь через почву или переливаясь через край, будут попадать в природную среду и загрязнять ее".

"Еще в 2011 году на совещании с участниками нашего кооператива в ЗАО "Институт "Стройпроект" представители проектировщиков и заказчика, ОАО "ЗСД", согласились заменить гидроботанические площадки в районе "Дюн" на локальное очистное сооружение, – рассказывает Николай Родин. – Это решение отражено в протоколе совещания. Однако никаких изменений в проект так и не внесли".

Вот достроим – и увидите…

Отвечая на претензии общественников, представители ЗСД показывают санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что запроектированные ГБП соответствуют санитарным нормам. В письме технического директора ЗСД Супоницкого Николаю Родину сообщается, что "сточные воды с дорожного полотна <в районе "Дюн"> собираются в водоотводные сооружения, не допускающие их перемешивания с дренажными и ливневыми стоками прилегающей лесополосы, и отводятся на очистные сооружения".

Проверить верность этих заявлений было бы достаточно просто – нужно всего лишь взять образец воды, вытекающей из ГБП, и проанализировать на предмет соответствия санитарным нормам. Вот только пока что сделать это нереально, потому что ни одна из известных активистам площадок… еще попросту не достроена; хотя трасса функционирует уже почти полгода.

На фото, сделанном Николаем Родиным в октябре (на тот момент ЗСД работал три месяца), видно, что никаких растений на так называемой ГБП нет и вода стекает прямо в канаву, которая впадает в ручей. Сейчас же все замерзло и занесено снегом. Что будет, когда снег растает, можно себе представить.

Обеспокоенные положением дел активисты ЗОВа, ДСК "Дюны" и ряда других организаций обратились к депутатам Законодательного собрания с просьбой разобраться в ситуации. Ожидается, что в конце февраля по этой теме пройдет заседание профильной комиссии по экологической защите населения.