А шарик вернулся...

21 июля 2003 10:00

«Странный день в истории российско-германских отношений»... Так охарактеризовал минувшую субботу министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Вечером 19 июля северная столица прощалась со знаменитым органом - красой и гордостью Филармонии: старинный музыкальный инструмент уезжает на реставрацию в ФРГ. А парой часов раньше в здании Кунсткамеры на Университетской набережной другому русско-немецкому чуду говорили: «Здравствуй!» Позавчера после долгой отлучки к нам, наконец, вернулся Большой Готторпский глобус-планетарий.




Немного найдется в мире музейных экспонатов с такой запутанной, печальной и радостной судьбой. История Готторпского глобуса начинается в маленьком городке Ахерслебен в Земле Ангальт, где в 1599 году в семье скромного портного Ольшлегеля родился сын Адам. Мальчик, вопреки происхождению, вырвался из бедности, блестяще закончил Лейпцигский университет, стал ученым а-ля да Винчи - математиком, химиком, философом, географом, астрономом, лингвистом, поэтом... Совершил, помимо прочего, путешествие в Персию через Московию, которое подробно описал в одной из своих книг. Но все же в памяти потомков остался за свой несравненный глобус.
По легенде, идея создания гигантского шара, на наружную поверхность которого нанесена карта Земли, а на внутреннюю - звездного неба, пришла к его автору в России. Появилось же на свет детище Олеариуса (так он переиначил свою фамилию на латинский лад) в герцогстве Шлезвиг-Голштейн. На то, чтобы воплотить замысел в жизнь, понадобилось 13 лет. Только в 1664 году глобус, для которого на территории садового комплекса Нойверк при Готторпском замке (резиденции Фридриха III) выстроили отдельный дом и прорыли водопроводный канал, принял первых посетителей. Причем принял в буквальном смысле слова: полый внутри шар диаметром 311 см имел неподвижную ось, на которой крепился круглый деревянный стол и скамья. По центру стола находилась медная, небольшого диаметра Земля, вокруг которой на кронштейне двигалось Солнце, искусно изготовленное из полированного хрусталя. А сам большой глобус, благодаря водному приводу, медленно вращался вокруг своей оси, создавая для экскурсантов - их вмещалась дюжина - полную иллюзию суточного движения звезд и планет.
...Прошло полвека. Олеариус давно умер. В феврале 1713 года, во время Северной войны, российский император Петр I, урвав минутку между сражениями, посетил Готторп и сразу влюбился в чудо-глобус. По дружбе или из политической целесообразности опекун малолетнего тогда герцога Карла Фридриха решил подарить «игрушку» царю союзной державы. Без малого четыре года презент добирался до новой российской столицы сушей и морем. Чтобы довезти диковину в целости и сохранности, пришлось мостить специальные дороги...
Сначала «чужестранца» разместили возле Летнего сада, а в 1726 году, по велению Меншикова, перебазировали в строящееся здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Махину весом 3,5 тонны, с помощью системы блоков, с огромным трудом затащили на третий этаж. Увы, спустя чуть больше 20 лет, при пожаре, творение Олеариуса сгорело дотла: уцелел лишь металлический каркас да дверца с гербом Фридриха III. Но русские - сколь разгильдяи, столь и кудесники: всего за два с половиной года утраченное удалось воссоздать. Глобус стал как новенький, только «обрусел»: надписи на карте Земли местные мастера сделали кириллицей. Кроме того, до конца XVIII века, вслед за географическими открытиями, карта дополнялась и уточнялась.
С тех пор уникальный экспонат несколько раз менял место дислокации. В 1942 году в разгар войны так называемой «группой защиты искусств» в составе фашистских войск он был «репатриирован» из Царского Села (где он тогда находился) на свою историческую родину. Но дареное отнимать негоже, и уже через 4 года глобус возвратили в Ленинград. Сперва в Эрмитаж, а затем в башню Кунсткамеры, на самую верхотуру, где он обитает по сей день.
Многочисленные переезды сказались на здоровье патриарха. «Герр глобус» захворал. За послевоенное время его дважды чинили и латали, но, видимо, недостаточно. С 1976 года любимое дитя Олеариуса и Петра Великого было недоступно широкому кругу посетителей, а последние шесть лет больного и вовсе изолировали от внешнего мира. Требовалось серьезное лечение, для этого нужны были серьезные деньги...
И вот по винтовой лестнице, которая с каждым пролетом становится все уже, мы карабкаемся наверх. Еще усилие, еще ступенька... Его Светлость Глобус Готторпский, празднуя выздоровление, милостиво согласился на короткую аудиенцию. Признательность директора Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамеры) Юрия Чистова, по его словам, «не знает границ». Помощь и поддержку музею оказали ФРГ и Земля Саксония-Ангальт, Институт Гете в Петербурге, некоторые частные фирмы. Около полутора лет реставраторы трудились днем и ночью, сменяя друг друга.
- Особенно трудно было работать одновременно с металлом и с живописью, чтобы не повредить ни того, ни другого, - объяснила «Новой газете» хранитель глобуса, заведующая Музеем Ломоносова в составе МАЭ Татьяна Моисеева.
На церемонии открытия обновленного раритета хватало роз, слез, вдохновенных речей. Если собрать воедино все метафоры и эпитеты, которыми наградили «новорожденного» высокие гости, получится целый «Готторпский цитатник». «...Этот глобус - олицетворение хрупкости нашего бытия. Он выворачивает наизнанку наши представления о мире и заставляет задуматься - правильно ли мы живем? Относимся ли друг к другу с пониманием и сочувствием? Это чудесное медитативное ощущение стоит вынести наружу...» (Кристина Вайс, государственный министр ФРГ по делам культуры и СМИ). «...Это символ наших взаимосвязей на корневом уровне. Судьба Европы во многом зависит от того, как Германия и Россия будут представлять себе наш общий глобус...» (Михаил Швыдкой, министр культуры РФ). «...За дружбу наших народов вокруг Готторпского глобуса!..» (Ян-Хендрик Ольберц, госминистр культуры Земли Саксония-Ангальт)...

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ