Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дело закрыто. забудьте...

24 июля 2003 10:00

Российские правоохранительные органы серьезно больны. Дело не только в «оборотнях в погонах». Дело в системе, когда государевым людям на поиск подозреваемого в серьезном преступлении в другом городе на все про все выделяют 2 тысячи рублей, когда c самого начала расследования избирается зачастую только одна, наиболее простая и удобная версия, а остальные даже не рассматриваются, когда процессуальная безграмотность - норма не только для оперативников, но и для следователей, когда задержанного подозреваемого можно спокойно выкупить за энную сумму, когда расследование приходится самостоятельно проводить потерпевшему и главному подозреваемому в одном лице...




Прокуратура Калининского района Петербурга прекратила сразу два уголовных дела. Об убийстве Татьяны Беляевой и ее двухлетнего сына Артура - за смертью подозреваемого Евгения Петренко. И дело о похищении супругом убитой Артемом Беляевым самого Евгения Петренко - за причинением вреда преступнику при задержании при отсутствии других способов к его задержанию (основание Уголовно-процессуальным кодексом относится к числу реабилитирующих). С момента убийства до момента прекращения дел прошло чуть больше полугода. Почти половину этого времени Артем Беляев провел в качестве главного подозреваемого в их убийстве. Настоящего же виновника преступления ему пришлось искать самому.
В Петербург Артем Беляев, вынужденный переселенец из Казахстана, перебрался семь лет назад вместе с женой. Начинал с подсобника на стройке, дорос до собственного небольшого строительно-ремонтного бизнеса. Параллельно поступил в Северо-Западную Академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Дела шли довольно успешно - супруги сумели купить квартиру на Кондратьевском проспекте, потом родился Артур, в котором оба души не чаяли...
13 декабря прошлого года в гости к Беляевым приехал из Москвы их знакомец еще по Казахстану Евгений Петренко. Гость остановился у Беляевых дома, прожил три дня, исподволь выясняя распорядок дня хозяев, выспрашивая, хорошая ли слышимость между квартирами, узнал, что в доме часто отключаются автоматические предохранители из-за перегрузки сетей, и приходится выходить в коридор, чтобы восстановить электроснабжение. 16 декабря Артем отвез гостя на Московский вокзал. По дороге Петренко попросил в долг денег, но Артем отказал.
Со следующего дня в квартире Беляевых время от времени начало отключаться электричество, хотя сеть хозяева старались не перегружать. 18 декабря Артем Беляев ушел на работу, перед его уходом свет снова неожиданно отключался. Около 14 часов Артем позвонил домой и несколько минут разговаривал с женой. По его словам, та была напряжена и отвечала странно и скованно. Домой Артем вернулся около половины одиннадцатого вечера. Когда он вошел в квартиру, то обнаружил в средней комнате тело убитой жены (позже эксперты насчитали на ней 18 ножевых ранений). Вызвонил «скорую», родных, до милиции дозванивался почти час. Тело сына Артем поначалу найти нигде не мог - решил, что малыша похитили, и бросился искать, на Московский вокзал, где с двумя приятелями обегал все поезда. Потом побежал в линейный отдел транспортной милиции. Там его уже ждали оперативники из убойного отдела Калининского РУВД. Беляеву предложили проехать с ними. В РУВД начался ночной допрос, при этом Беляеву сразу дали понять, что именно он - главный подозреваемый в убийстве жены и сына (тело Артура обнаружили при более тщательном осмотре квартиры - в шкафу под грудой белья). Сам Артем, размышляя, кто же убил, рассматривал трех человек, первым из которых был Петренко. Эта версия Беляева вызвала у оперативников смех - ты, мол, все это придумал, чтобы от себя подозрения отвести... Через пару дней Беляева отпустили под подписку о невыезде, но главным подозреваемым по делу об убийстве жены и сына он оставался еще долго. При этом, как утверждает сам Артем, оперативники и следователь не спешили проверять его алиби, о котором он заявлял с самого начала, не желали слушать о других возможных версиях, опросили далеко не всех соседей по дому.
Сразу после похорон жены и сына Артем, нарушив подписку о невыезде, рванул в Москву искать Петренко. С собой взял нескольких приятелей и знакомого сотрудника милиции. Нашли за неделю. Выяснилось к тому же, что тот, незадолго до поездки в Питер, ограбил собственную родственницу, после чего был объявлен в розыск. Артем с друзьями выполнили работу оперативников: вычислили круг знакомых Петренко, в том числе и наркоторговцев, у которых тот покупал героин, места, в которых тот обычно мог появиться. Наконец 22 января 2003 года Евгений Петренко попал в поле зрения тех, кто за ним охотился. При себе у Петренко было два ножа. Его вывезли за город и допросили под диктофонную запись, но тот ни в чем не признавался, держался твердо, тогда Беляев с друзьями повез пленника в Петербург. Артем уверяет, что сразу хотел сдать Петренко в прокуратуру, но когда они приехали, та была уже закрыта. Евгения привезли на квартиру Беляева и там приковали наручниками в ванной, после чего оставили одного до утра.
А утром Беляеву позвонил следователь прокуратуры и предложил приехать для дачи объяснений: ночью Петренко удалось освободиться, при этом тот поранился об осколки зеркала и оставил на них пятна своей крови, и он стал звать на помощь. Шум услышали соседи и вызвали эмчээсовцев, которые выставили дверь и освободили Петренко. Евгения Петренко следователь прокуратуры отпустил - мол, доказательств о его причастности - никаких, а Артема Беляева задержали, теперь уже за похищение человека. Спасибо адвокату Тамаре Соседкиной, и на этот раз добилась меры пресечения, не связанной с арестом.
Непричастность Беляева к убийству своей жены и сына выяснилась только к апрелю, когда были готовы результаты экспертизы, обнаружившей, что на майке убитого ребенка присутствует кровь другой группы, нежели у самих Беляевых (у них у всех и группа крови и резус-фактор совпадали). Да и алиби Артема на момент убийства наконец-то было установлено. Эти обвинения с него сняли, но остались еще обвинения в незаконном похищении человека.
За свои собственные деньги Беляев организовал еще одну экспертизу: крови убийцы, оставшейся на одежде сына, и крови Петренко с осколков разбитого зеркала. Они совпали на 99,9 процента.
И повторно Беляев снова искал Петренко сам. Петренко тоже не сидел на месте, его следы обнаруживались то в Москве, то в Нижнем Новгороде, то в Оренбурге. В начале июня Артем снова отправился в Москву. Кое-кто из местных оперов очень ему помог, Петренко обложили со всех сторон. Стало ясно, что тот скрывается на квартире у родителей. 12 июня вместе с двумя московскими оперативниками Беляев отправился на квартиру Петренко. Оперативники поднялись к квартире, Артем остался внизу. Петренко был в квартире. Он категорически отказался открывать дверь, а когда милиционеры стали ее ломать, выпрыгнул с балкона 13-го этажа. Разбился он у самых ног Артема.

Александр САМОЙЛОВ
фото ИНТЕРПРЕСС