Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Плюс копьютеризация всей страны

28 июля 2003 10:00

Иные студентки Санкт-Петербургского профессионального училища № 35 отличаются безбашенным поведением. Например, они запросто могут подойти к директору училища Сергею Волкову, хлопнуть его по животу и заявить: «У нашего директора такой большой живот, но мы его все равно любим». Но это мелочи, как-то к одной проверяющей даме из Смольного они обратились примерно так: «А не закурить ли нам, подруга?» Правительственная дама и бровью не повела. Не особенно расстроился и сам Волков.




Американец учит русских компьютерной грамоте


Дело в том, что ПУ №35 - единственное в Питере, куда принимают детей с задержкой психического развития (ЗПР). И хотя «детям» уже по 18 - 20 и многие выглядят не хуже фотомоделей, большинство имеют образование всего 5 - 6 классов. Кстати, в числе студентов 120 сирот из детского дома, большинство из которых с диагнозом ЗПР, а также 400 домашних, но преимущественно из неблагополучных семей. До обид ли тут?
Слава богу, что есть еще педагоги, которые за две тысячи рэ в месяц работают с этими ребятами, обучают их профессиям швеи, парикмахера, токаря дают шанс хоть как-то устроиться в нашей непростой жизни. Хотя некоторым из студентов не удается освоить даже этих нехитрых знаний - ежегодно 6 - 7 человек отчисляют по причине получения инвалидности по психзаболеванию.
Любопытно, что история училища уходит в Петровскую эпоху. Первыми его студентами были будущие мастера и подмастерья литейных дворов, открывшихся в Петербурге в 1748 году. Практически до перестроечных времен училище слыло настоящей кузницей рабочих кадров для известного по всей России завода «Арсенал». Вторым базовым предприятием были Пороховые заводы. Попасть в такое учебное заведение для детей рабочих царской России считалось большой удачей. Да и в советское время студенты получали здесь хлебные специальности.
О славных временах напоминают оставшиеся в ведении 35-го училища мастерские, что у Финляндского вокзала. Построенное 200 лет назад здание на удивление крепкое и даже солидное. А вот вид швейного корпуса, расположенного в Красногвардейском районе, в котором идет основной учебный процесс, способен довести до психзаболевания и здорового человека. Разрушающийся фасад, раскинувшаяся напротив огромная помойка, зияющие канализационные люки на полузатопленной дорожке...
- А что вы хотите, если мы уже и не помним, когда получали средства на ремонт? - рассуждает Волков. - Кому мы нужны? Разве что американцам.
Думала, директор шутит, но на лице Сергея Дмитриевича - ни тени улыбки. Оказывается, недавно к ним нагрянула делегация из Сиэтла. Десять учащихся из школы Гарфилд и шесть взрослых, от общественных организаций «Мирамид Институт», Ротари-клуба и общины Гарфилдского технологического института. Приехали не с пустыми руками - привезли 16 «пентиумов». «Бэушных», поскольку зарабатывали на них сами школьники, зато модернизированных и с программным обеспечением на русском языке.
Компьютеры педагоги училища и дети-сироты (домашние на каникулах) восприняли как чудо. Вторым чудом стало то, что воспитанники довольно быстро освоили выход в интернет и игры. И третье - администрация получила в подарок совершенно новенький комп с принтером и сканером в придачу. А суть в том, что Ротари-клуб спонсирует программу «Компьютеры для всего мира», рассчитанную на студентов из разных стран, а «Мирамид Институт» поддерживает детские дома и неблагополучную молодежь России. Филантропы из США узнали о питерском учебном заведении случайно. Волков счастлив: «Наконец-то и наши студенты начнут осваивать новые технологии. А им это особенно нужно для психологической реабилитации. Мы, правда, числимся в отечественной Президентской программе по компьютеризации. Но когда еще до нас дойдет очередь».
Когда-нибудь мы тоже начнем заботиться о своих неблагополучных. Пока же их число в российских городах и весях растет и множится...

Лина ЗЕРНОВА