Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кандидатов по осени считают

31 августа 2003 10:00

Кампания по ловле подписей охотниками на губернаторское кресло подошла к концу. Сегодня, в день выхода номера, подписные листы должны быть сданы в Горизбирком. После чего добрые две трети граждан, объявивших о своем желании участвовать в выборном марафоне в качестве кандидатов в градоначальники (вчера их было 32), автоматически сойдут с дистанции, не сумев подтвердить свои амбиции горячей поддержкой горожан.



Как сообщила «Новой газете» секретарь Горизбиркома Марина Сахарнова, в последние дни к ним все чаще звонили разочаровавшиеся претенденты, сообщая о том, что не смогут собрать нужного числа подписей. Правда, о досрочном снятии своей кандидатуры уведомил всего один - профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Сергей Росс.
Первым подписные листы сдал тот, кто первым объявил в свое время о намерении покандидатствовать - муниципальный депутат Александр Габитов. Правда, Горизбирком обнаружил в его документах подписи «мертвых душ» и усомнился в их подлинности. Другое дело Валентина Матвиенко, сдавшая в Горизбирком около 40 тысяч подписей (с запасом, ведь по идее, можно было обойтись 37 тысячами). Но и это, оказывается, не предел. Как сообщила сама Валентина Ивановна журналистам, ее группа поддержки собрала в три раза больше подписей - около 130 тысяч! (Непонятно, правда, зачем такой перебор - чтобы «освоить» выделенные на сбор подписей «лишние» деньги?)
Впрочем, Матвиенко лидирует не только по числу подписей, но и по неслыханно высокому, согласно некоторым социологическим опросам, рейтингу. К примеру, по данным Агентства социологической информации Романа Могилевского, число горожан, которые проголосовали бы за нее, составляет 36,4% опрошенных (у Анны Марковой и Михаила Амосова соответственно 5,8 и 4,1%). Парадокс, но при этом и тех, кто не проголосовал бы за Валентину Ивановну ни при каких условиях (так был сформулирован вопрос), тоже больше всего. Таких - 14% (у Марковой и Амосова соответственно 5,7 и 2,9%).
Минувшие дни ознаменовались несколькими предвыборными скандалами. Об исключении Константина Сухенко из партии «Единая Россия», которое случилось на следующий день после того, как он объявил о своем намерении баллотироваться кандидатом в губернаторы, мы уже писали. Занятна реакция самого экс-координатора фракции «ЕдРо» в Законодательном собрании. Это решение «заединщиков» Сухенко назвал «чисто чиновничьим», сопроводив свою оценку многозначительным высказыванием: «Теперь мне стало легче, и я могу говорить то, что думаю». Из чего можно сделать далекоидущие выводы о том, что, находясь в прокрустовом ложе «партии власти», он не помышлял о такой вольности - говорить, что думаешь...
Еще один скандал разразился «с подачи» неугомонного депутата ЗакСа и тоже кандидата Алексея Тимофеева (того самого, который забрасывал Горизбирком жалобами на якобы неправомерное ведение агитации Валентиной Матвиенко). На этот раз г-н Тимофеев пошел еще дальше и организовал сбор подписей против Валентины Ивановны. Если точнее, его группа поддержки вела одновременно сбор подписей за Тимофеева и против Матвиенко. Организовано это было эффектно. У станций метро появились молодые люди, одетые в ярко-желтые кепки и майки с надписью «За Тимофеева, родился в Ленинграде, проживает и работает в Санкт-Петербурге, против Матвиенко, родившейся в городе Шепетовка Хмельницкой области, работавшей в Москве». Сам «скандалист» пояснил «Новой газете», что считает свои действия абсолютно законными, поскольку в законах о выборах говорится о возможности агитации как «за», так и «против», чем он в данном случае и воспользовался. Причем, как утверждает Алексей Тимофеев, он заранее уведомил о своих планах Горизбирком, и никаких претензий с их стороны ему предъявлено не было. По словам Тимофеева, они собрали около 3 тысяч подписей «против»...
Лихо шла кампания по сбору подписей в поддержку легендарного Шнура - Сергея Шнурова, лидера скандально известной рок-группы «Ленинград», запрещенной, к примеру, в Москве за нецензурные тексты своих песен. Правда, сам Шнур намерения баллотироваться кандидатом в губернаторы не высказывал, а вот инициативная группа от Санкт-Петерубргской лиги молодежи решила такую акцию провести и, собрав подписи, обратиться к своему кумиру с предложением поучаствовать в предвыборной тусовке...
Еще один скандал местного масштаба разразился вчера. Комиссия по информационным спорам Горизбиркома признала публикации в двух газетах - «Новой газете» и «Стрингере» агитационными, направив материалы на рассмотрение в Северо-Западное окружное управление Минпечати РФ. Выяснить суть претензий в Горизбиркоме нам удалось не сразу. Председатель комиссии (и зампредседателя Горизбиркома) Дмитрий Краснянский сказал, что решение принимали без него, так что надо обращаться в саму комиссию. Член комиссии Рита Малова ответила, что спрашивать надо не у нее, а у председателя - Дмитрия Краснянского... В конце концов дозвонились до секретаря комиссии Татьяны Пастушковой, но и она говорила на эту тему явно без особого желания.
Выяснилось, что в Горизбирком обратилась некая «гражданка Левкина», усмотревшая в одной из статей «Новой газеты» ущемление прав неких «других кандидатов». Каких конкретно? Татьяна Пастушкова неохотно назвала две фамилии: Константина Сухенко и Валентины Матвиенко. Вот те раз! Казалось бы, мало ли что придет в голову некой «мнительной гражданке», усмотревшей в тексте то, чего там нет и в помине? Тем более что сам Константин Сухенко подтвердил мне, что никаких претензий к газете у него нет. Но... Жалобе дали ход. И надо полагать, причина здесь вовсе не в Сухенко... Но если кого-то описанная ситуация наведет на грустные мысли об административном ресурсе, свободе слова, политике выкручивания рук неугодным или, скажем, всколыхнет воспоминания об эпохе отечественной истории, когда по заявлениям верно мыслящей «группы товарищей» людей отправляли в ГУЛАГ, то это, простите, - ваши проблемы. Можно даже, если хотите, считать указанные реминисценции результатом повышенной впечатлительности и искривленного ассоциативно-образного строя читательской мысли. Поскольку никого из уважаемых кандидатов мы, разумеется, в данном случае не имеем в виду.

Николай ДОНСКОВ