Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Выборг пал смертью храбрых

31 августа 2003 10:00

Реконструкция боя 1411 года вышла за рамки сценария
Военно-исторические фестивали и рыцарские турниры проходят в Выборге уже пять лет, с 1998 года, но только в минувший уикенд (26 - 27 июля) обычное запланированное действо - штурм/оборона Выборгского замка силами военно-исторических обществ России, Белоруссии и Литвы приняло необратимый характер. Победили не те, кто должен, а проиграли не те, кто хотел. Жертв нет. Но зашивать одного из участников пришлось.



Называется эта чисто мужская забава достаточно серьезно - военно-исторические реконструкции с патриотическим уклоном. Наши современники, переодетые в костюмы соответствующей эпохи, вооружаются мечами, копьями, арбалетами и разыгрывают давно забытое сражение. Желательно на том самом месте, где оно и происходило. Среди членов военно-исторических обществ довольно много историков. Организуя очередной рыцарский турнир, они непременно расскажут, что да, конечно, присущее взрослым мальчикам желание поиграть в войнушку, в затее, конечно, присутствует, но фестивали - не только забава, а вполне серьезные и даже преследующие научные цели мероприятия.
- Говорить, что военно-исторические фестивали - это попытка уточнить историю методом следственного эксперимента, преувеличение, - рассказал мне сотрудник рыцарского отдела Эрмитажа, ведущий и непременный участник всех «средневековых» боев, которого собратья по оружию называют просто Клим. - Но за годы, что мы занимаемся этим, нам удалось воссоздать многие технологии изготовления лат, кольчуг, рыцарских доспехов и опровергнуть чисто теоретические представления историков.
Рассуждения о научном предназначении заканчиваются, как только мужчины облачаются в латы и берутся за мечи.


Атлетическое прет-а-порте
Само облачение - уже действо. На изготовление кольчуг и доспехов тратится больше года, на одевание - несколько часов. Процедура одевания Петра Васина, председателя клуба «Княжеская дружина», от нижнего белья до лат, была опубликована в виде фоторепортажа в одном из французских исторических журналов и, как рассказывает ветеран клуба Иван Ильин, имела большой успех у читателей. Современные рыцари могли бы составить конкуренцию Екатерине II, одевавшейся к малому утреннему выходу перед придворными в течение трех с половиной часов. Для некоторых гардероб становится самоцелью. Среди участников фестивалей в Выборге мне попались мужчины-модники, которые вовсе не принимали участия в сражениях, а приехали только чтоб погулять по городу в средневековых костюмах и потянули за собой жен и детей. Все это шьется у портных, которых знают в среде реконструкторов, надевается раз в году и, на первый взгляд, не имеет никакого практического применения. А на второй... «Мужчина, облаченный в зеленый бархат, в серебряных перстнях и сапогах с оковкой - конфета, которую трудно не надкусить», - рассказала мне одна из участниц фестиваля из Ельца, сама нешуточная модница (изумрудные глаза - результат применения линз).
Но настоящие жертвы моды на средневековье - это все-таки боевые рыцари и их лошади. Пребывание в доспехах, надетых поверх толстой стеганки на июльской жаре, - само по себе испытание, не говоря уж о необходимости махать 10 - 15-килограммовыми мечами. На репетиции один из саратовских воинов упал в бою просто от перегрева - отливали водой.
На следующий день с погодкой еще больше повезло - жара доходила до 30 градусов в тени. И без того объемные тела расширились от нагревания, так что воинов в латы приходилось заталкивать. Из-за этого бой, намеченный на 13 часов, все откладывался. «Воины одеваются», - объявляли по трансляции.
Проволочку заполняли волынщики из ансамбля средневековой музыки и танцовщицы с довольно странной, очевидно пришедшей из сельского хозяйства манерой - прыжок, планирование на юбке и мощный удар каблуком оземь, как будто обмолачиваешь сноп.


Сценка на сценку
Хотя Иван Дмитриевич Ильин, старейший член клуба «Княжеская дружина» и прямой потомок Рюриковичей, и говорит, что военные реконструкции воспитывают патриотизм, битву для реконструкции на фестивале «Рыцарский турнир-2003» выбрали совсем не патриотическую. Воссоздавались события 1411 года, когда новгородцы в ходе сугубо захватнической войны пытались выбить шведов из их собственного, ими же и построенного в 1293 году Выборгского замка. Из истории известно, что все такие попытки в XIII - XV веках заканчивались безуспешно. (Взял крепость только Петр I). Все предыдущие реконструкции этой битвы, происходившие в Выборге с 1998 года, воссоздавали исторический ход событий. И на этот раз победить должны были шведы.
Администрация музея «Выборгский замок» и «Княжеская дружина», организаторы фестиваля, постарались принять все меры безопасности. Использование луков запретили. Перед фестивалем участников и зрителей сто раз проинструктировали, где можно стоять и где нельзя, и даже провели желтую черту, за которую копья и клинки, по идее, не залетают. Предупреждали, чтоб не совались на поле - воины входят в раж и запросто могут сбить копьем или обухом топора на замахе. Только когда началась битва, мы осознали, насколько все это серьезно...
Бабахнула пушка, дающая начало битве. Перед нами ощетинились копьями крестоносцы. Первые стрелы из гигантских арбалетов угодили в прикрывавшие их деревянные щиты. И это, пожалуй, и были единственные выстрелы, не достигшие человеческой плоти. Полчище новгородцев рвануло в ворота крепости. Люди перемешались. Сверху все выглядело как сплошной поток сверкающего металла. Пушечный дым застил глаза. Кто кого бьет, понять было невозможно, пока бой не подкатил нам под ноги. Вопреки историческому сценарию шведы сдавали позиции! Месиво разбилось на очаги локальных конфликтов.
Дым рассеялся, и нашему взору предстали образцы гуманизма начала XXI века. Люди били друг друга алебардами по голове, тыкали копьями и рубили мечами. Били не как в кино, а, что называется, во всю дурь. Грохот стоял, как на судостроительном заводе. Трое или четверо новгородцев, образовав полукольцо, прижали шведа к стене и мочили беднягу мечами, пока тот не упал. Аналогичную операцию крестоносцы проделали с одним из новгородцев. Люди падали и больше не вставали, так что я уже начал сомневаться в прочности лат.
Вскоре отступать было некуда. Невидимый ведущий объявил, что битва за замок завершилась победой новгородцев. Впервые. Как выяснилось, мужики просто вошли в азарт и забыли о сценарии.

Жертвы боя по правилам
- Я сбил одного тамплиера ударом меча по голове, но и сам получил такой удар, что потерял равновесие. Упал, но встал и продолжал бой, - рассказал Александр Ревин, 46-летний капитан команды из Саратова, по основной своей специальности - инженер-сантехник. - Мы сошлись с минчанами клин в клин, обменялись ударами, но тут у меня лопнули ремни, держащие шлем на голове, я сыграл подбородком о кирасу, шлем улетел. Сражаться без шлема - смертельный вариант. Пришлось лечь - по правилам, лежачих не бьют, еще запрещено наносить удары в пах и в лицо. Большинство эти правила соблюдают. Приятно, например, драться с ребятами из Твери, исторический клуб «Спас», они бьют мощно, но честно. А с минчанами вечно беда. Вчера один из них использовал шестопер - ударно-раздробляющее орудие. А сейчас одному из моих ребят нанесли колющий удар в пах! Надеюсь, все цело, но мошонку все же порвали - сейчас хирурги зашивают. Я ведь тоже мог в ближнем бою ударить минчанина клинком, он у меня достаточно короткий, но я же этого не сделал!
Вскоре появились соратники Александра, рассказали что «все в порядке, зашили, жить будет». Больше серьезно раненых не было. Вообще-то по сценарию минчане, изображающие Орден Тамплиеров (разновидность крестоносцев), выступали союзниками саратовцев, представлявших воинов Ганского королевства. Удары ниже пояса уставом Рыцарей Ордена Тамплиеров, составленным святым Бернаром и подписанным Римским Папой в 1128 году, не предусмотрены. Но кто ж там в бою разбирается ...

Алексей ОРЕШКИН
фото автора