Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Хулиганство в особо крупных размерах

14 августа 2003 10:00

В Петербурге - очередное громкое... на этот раз, к счастью, не заказное убийство, а «всего лишь» нападение. Напали на «главного городского лекаря» — председателя Комитета по здраво-охранению вице-губернатора Анатолия Кагана. Не убили. И уголовное дело поначалу завели по простой «хулиганке»...




Вип-пациент на «народной» койке
52-летний председатель комитета по здравоохранению был избит на пути от автостоянки к своему дому на Бассейной улице в Московском районе. В половине десятого вечера он поставил свою «Ауди А-4» на стоянку и пешком пошел до подъезда. Дальше он помнит только то, что на него напали сзади. Чиновник получил сильнейший удар по голове, но сумел сам дойти до дома и сообщить о случившемся жене, которая и вызвала «скорую помощь». В 11 вечера Кагана госпитализировали в Мариинскую больницу. На месте происшествия не было найдено никакого оружия, однако характер ран указывает на то, что удар был нанесен каким-то тяжелым предметом: кастетом или просто трубой.
К счастью, первоначальный диагноз, поставленный сотрудниками «скорой», - «перелом основания свода черепа» - при проведении аппаратной диагностики в больнице не подтвердился. Анатолий Каган получил «всего лишь» черепно-мозговую травму без переломов - правда, довольно тяжелую: ушиб головного мозга и повреждение костей. Перелом у вице-губернатора, как выяснилось, тоже есть, но только левой руки.
Примечательно, что «скорая» доставила члена городского правительства мало того что в обычную муниципальную больницу, так еще и в Мариинскую на Литейном проспекте, имеющую в народе статус «больницы для бедных». Правда, как раз в этом стационаре недавно открылось новое нейрохирургическое отделение, оснащенное современным оборудованием. Вчера вечером на момент верстки номера господин Каган все еще находился в реанимации. Вчера же своего коллегу по Смольному «на минуточку» навестил и.о. губернатора Петербурга Александр Беглов - для него сделали исключение. Вип-пациент пребывает в сознании, в состоянии средней тяжести, может говорить. «Обошлось! Мы думали, будет гораздо хуже...» - признаются специалисты.
В обычную палату господина Кагана переведут сегодня - завтра, а период лечения и реабилитации займет, по прогнозам, около полутора месяцев. Коллеги вице-губернатора по цеху белых халатов обещают, что после выписки он сможет вернуться на работу. Нетрудно подсчитать, что к тому времени в Смольном у него будет уже новый начальник.

Лекарственный передел
После первичного обследования в больнице, когда стало известно, что диагноз Кагану поставили серьезный, милицейское руководство заявило, что уголовное дело, возбужденное по статье «хулиганство», скорее всего будет переквалифицировано на более тяжелую статью - «причинение тяжкого вреда здоровью». Вчера это дело уже было поставлено на контроль в МВД.
Количество нападавших до сих пор не установлено, их приметы неизвестны, планы «Перехват» и «Сирена» не объявлялись. Все Московское РУВД ночью было брошено на поквартирный обход и патрулирование. Поиски очевидцев ведутся до сих пор. Между тем с мотивами нападения не все ясно. Прокурор Московского района Александр Жуков рассказал «Новой газете», что у чиновника не пропало ни одной вещи: документы, деньги и мобильник остались целы. Он добавил, правда, что все вещи Каган нес в карманах одежды: ни сумки, ни барсетки у него при себе не было, а для того, чтобы обшаривать карманы, у грабителей, возможно, не было времени.
Версия о том, что глава комздрава стал жертвой обычных хулиганов, могла бы выглядеть естественной, но только не в это лето. Причина даже не в замене старой смольнинской команды на новую полпредовскую: это явление неотвратимое, и вряд ли его кому-то понадобилось приближать столь радикальными методами. Тем более положение Анатолия Кагана в администрации и без того выглядит довольно шатко. Уголовное дело в отношении него прекратили по нереабилитирующим обстоятельствам, а совершение должностного преступления (пусть и во благо питерских диабетиков) - достаточное основание для увольнения с такого поста.
В комитете по здравоохранению возможные мотивы покушения на своего председателя официально комментировать отказываются. А «не под диктофон» версию правоохранительных органов об «обычном хулиганстве» называют как минимум странной. Машину Кагана не угнали. У него ничего не похищено. Просто из озорства ударили по голове?
Неофициальных же версий хватает. Главная из них связана с борьбой за передел фармацевтического рынка, которая продолжается в Питере с новой силой и в эпицентр которой вольно или невольно оказался втянутым недавно опальный, а теперь еще и покалеченный вице-губернатор.

От Могилы до наших дней
Новый виток криминально-фармацевтических событий ознаменовался убийством трех видных предпринимателей, «делающих» едва ли не всю питерскую фармацию, и - с некоторой натяжкой - четырьмя покушениями на главного нарколога Леонида Шпиленю.
Многие считают, что неприятности на фармацевтическом поле Петербурга начались после расстрела Кости Могилы 23 мая этого года. И хотя Константин Карольевич вроде как отошел и от дел, и от мирской жизни вообще, но ситуацию на лекарственном рынке Питера он если не держал, то контролировал. Спустя месяц после убийства Могилы в Питере был застрелен директор и совладелец аптекарской фирмы «Сайнтек» Евгений Дорфман. Примечательно, что коммерсант знал о готовящемся на него покушении и даже нанял охрану, что его, впрочем, не спасло: бодигарда застрелили одновременно с шефом. По слухам, об угрозах, поступающих Дорфману, знали и многие его знакомые: коммерсант сам рассказывал друзьям, от кого он может ждать неприятностей. Так это или нет, но следствие пока особо не продвинулось.
Спустя еще месяц взорвали председателя совета директоров ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» Исмаила Рагимова. Пусть лекарственный бизнес был не единственной нишей, занимаемой Рагимовым, зато, не исключено, самой прибыльной...
Лихорадит и комздрав. В начале этого года организация тендера среди поставщиков лекарств по госзаказу была возложена на комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Комитет по здравоохранению только следил за соблюдением условий торгов. Месяца не прошло, как тендеры на закупку лекарственных препаратов для города, отнятые в начале года у комздрава и перешедшие было к комитету экономического развития, опять вернулись к эскулапам... Те самые скандальные тендеры, страсти вокруг которых - в том числе и уголовного порядка - не утихают последние несколько лет...
Между тем в городе стремительно назревает еще один финансово-медицинский скандал, на этот раз он связан с переделом страхового рынка. Подробности - в следующем номере «НГ».

Мария ЮРЧЕНКО, Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС



Справка «Новой газеты»


Анатолий Каган возглавляет комздрав с января 2000 года. До этого он занимал пост главного врача Первой детской городской больницы Санкт-Петербурга. В феврале 2002 года был отстранен от своих обязанностей в связи с возбуждением уголовного дела по статье 285 - злоупотребление служебными полномочиями. Следствие вменяло в вину Кагану закупку инсулина по цене в 2,5 раза превышающую рыночную (скандальная закупка произошла на гребне «инсулиновой» паники, когда тысячи петербургских диабетиков не могли купить необходимое лекарство). Примерно в то же время Каган неправильно провел тендер среди поставщиков препарата «Вирамун», закупаемого городом в рамках программы борьбы со СПИДом. В результате «инсулинового» скандала бюджет Петербурга недосчитался шести миллионов рублей, а акция с «Вирамуном» унесли из бюджета около 270 тысяч. В марте этого года суд оправдал Кагана по статье «злоупотребление» - за недоказанностью, а обвинение в халатности было снято из-за истечения срока давности. Пятого марта Анатолий Каган вновь приступил к своим обязанностям. Правда, спустя три месяца новый прокурор города Николай Винниченко направил исковое заявление в суд, где потребовал взыскать с Кагана пять миллионов рублей ущерба, причиненного городу совершенным преступлением. Сейчас заявление дожидается своей очереди в суде Московского района - по месту жительства ответчика.