Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сенатор сенатора видит издалека

26 января 2001 10:00

В минувшую среду Законодательное собрание Петербурга утвердило предложенную губернатором кандидатуру на его место в Совете Федерации. Наследником Владимира Яковлева в сенате стал вице-губернатор и председатель Административного комитета Михаил Михайловский. Собственно, никто и не сомневался, что предложенная губернатором кандидатура пройдет утверждение в Мариинском дворце <с лету>. Мало того. Поздравление от старшего коллеги - председателя Совета Федерации Сергея Миронова было зачитано депутатам буквально через десять секунд после оглашения результатов голосования - не иначе как спикер обладает даром предвидения.




Всю минувшую осень местные аналитики гадали, кто же может стать вторым питерским сенатором, представляющим в Верхней палате городскую исполнительную власть. При этом все сходились на том, что он обязательно должен сочетать в себе три основополагающих качества.
На первом месте, без сомнения, должна стоять безусловная личная преданность губернатору. И действительно, было бы забавно, если назначенец Владимира Анатольевича в сенате не будет отстаивать его интересы.
На втором месте - опыт законодательной деятельности. Все-таки Совет Федерации - это палата парламента, в которой надо не просто голосовать за одобрение или отклонение законов, но и хоть немного в них разбираться, знать особенности парламентских процедур, уметь согласовывать интересы.
На третьем месте - личностные качества: способность не затеряться в толпе сенаторов, завоевать определенный авторитет.
В числе городских политиков, которые удовлетворяли бы этим условиям (или хотя бы большинству из них) изначально называлось имя <правового> вице-губернатора Михаила Михайловского. Которого, конечно, трудно назвать заметной личностью - но и с личной <преданностью без лести>, и с опытом работы в представительной власти у него все в порядке. Что же, именно на нем Владимир Яковлев и остановил свой выбор. Кто же он - новый без пяти минут сенатор?
Из сорока своих лет Михаил Михайловский одиннадцать лет провел в органах власти. В 1990 году 29-летний инженер и выпускник Политеха был избран депутатом Калининского райсовета, возглавлял там мандатную комиссию, а в августе 1992 года оказался в исполнительной власти - стал и.о. главы районной администрации. Чем был вызван такой выбор Анатолия Собчака - сказать трудно, но в своем руководящем кресле Михайловский удержался на целых семь лет! Лишь один глава района (Московского) - Константин Кондаков - <отмотал> на своем посту более длительный срок (и занимает должность до сих пор).
Осенью 1993 года Михайловский стал полноправным главой и сумел выстроить одинаково приличные отношения как с Собчаком, так впоследствии и с Яковлевым: смена городской власти летом 1996-го никак на нем не отразилась.
Будучи районным <префектом>, Михайловский успел получить второе высшее образование - юридическое, что впоследствии очень пригодилось. (Как видно, это становится символичным: спикер сената Миронов тоже стал дипломированным юристом, будучи во власти, правда, законодательной.) При этом у Михайловского всегда были приличные отношения со <своими> депутатами Законодательного собрания, которые регулярно <сбрасывали> в районную казну часть своей <коллективной поправки>.
Осенью 2000 года Михаил Геннадьевич совершенно неожиданно для многих был представлен в качестве нового председателя административно-правового комитета, объединившего два комитета городской администрации, занимавшиеся силовыми структурами и юридическими вопросами. Опыта взаимодействия с силовиками у него было явно маловато - тем не менее депутаты ЗС утвердили Михайловского в вице-губернаторской должности без хлопот. Правда, на этом посту он мало чем блеснул. Скорее наоборот.
Отвечая за взаимодействие Смольного с Законодательным собранием, Михайловский не добился практически никаких успехов. Он не сумел предотвратить ни принятие в выгодной депутатам редакции закона о выборах ЗС, ни принятие совершенно не нужного губернатору закона об Уставном Суде, ни снижение с предлагаемых губернатором 23 до 17% предельной доли расходов граждан на оплату жилья.
Наконец, он очевидно прокололся (с точки зрения губернаторского лобби) при решении чрезвычайно важного вопроса о назначении выборов ЗС. Губернатор стремился пробить их проведение в апреле 2002 года, но Михайловский упустил время, прозевав простую юридическую норму. Дело в том, что в законе о выборах ЗС, который еще в сентябре вступил в силу, сказано, что выборы назначаются как минимум за 127 дней. Когда же 19 декабря в Собрании начали рассматривать проект постановления о назначении выборов на апрель-2002, выяснилось, что до 7 апреля осталось менее 110 дней, так что поезд ушел.
Возможно, тут и сработал старый принцип: не справился с работой - иди на повышение. Для Михайловского это, похоже, именно так. Ведь в городе должность <правового> вице-губернатора не так влиятельна, как, скажем, <финансового> или <имущественного>, и от его подписи не так уж много зависит. А оказавшись в Совете Федерации, при всей странности его нынешнего положения, Михаил Геннадьевич обретает уже федеральный статус, а с ним - доступ к сильным мира сего, возможность лоббировать все, что угодно, и прочие приятные атрибуты власти.
Оставалась самая малость - пройти утверждение в Законодательном собрании. Но это была почти формальность: согласно закону заблокировать его назначение сенатором депутаты могли лишь двумя третями голосов против. А это практически нереально. Трудно даже представить себе ту фигуру из числа городской администрации, которая могла бы вызвать такое единодушное негодование городских парламентариев. Даже смольнинский <министр пропаганды> Александр Потехин, который действует на многих депутатов как красная тряпка на быка, и то вряд ли набрал бы две трети <черных шаров>. Ну вот разве что небезызвестная судья Городского суда Татьяна Гунько...