Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Библиотека открывает хроники

4 августа 2014 13:05 / Общество

На масштабном пленэре с красноречивым названием "Хроники текущих событий" московские и петербургские деятели культуры встретились для открытого разговора – о событиях далеких 60-х, о времени и о себе в этом времени.

Встречу организовала "Открытая библиотека". Этот один из самых известных социальных проектов Петербурга регулярно проводит подобные акции-дискуссии: на площадках ОБ с петербуржцами встречались Артемий Троицкий, Алексей Венедиктов, Ирина Прохорова, Дмитрий Губин, Галина Тимченко, многие другие – писатели, музыканты, журналисты, общественные деятели

Сейчас в самом центре города, на Большой Конюшенной, проходит постоянная акция – "Книжный квартал".

В минувшую субботу на территории Петровского арсенала в Сестрорецке ОБ устроила встречу, в которой приняли участие Александр Сокуров, Лев Рубинштейн, Галина Тимченко, Любовь Аркус. Там можно было увидеть фильм Андрея Лошака "Анатомия процесса", принять участие в благотворительных акциях, и просто почитать на свежем воздухе хорошие книжки и пообщаться с разными людьми.

На главной аллее посетителей встречал знаменитый лозунг "За вашу и нашу свободу!" – как еще одно напоминание о событиях конца августа 1968 года, когда на Красную площадь вышла небольшая группа диссидентов. К сожалению, ожидавшийся на встрече Василий Кичеджи, единственный среди приглашенных спикеров представитель официальной власти, в Петровском арсенале так и не появился и диалог между властью и обществом не состоялся. Впрочем, собравшимся в Сестрорецке и так было о чем поговорить.

Если повар не умеет готовить, а продукты сгнили, люди отравятся

"Сейчас таких людей, как те восемь человек, что вышли в августе 1968 года на площадь, значительно меньше, но они все равно есть, – уверен Александр Сокуров. – Мне кажется, что надо постоянно возвращаться к этому времени: это память о людях, которым мы очень многим обязаны, перед которыми мы все виноваты – потому что не поддержали их, потому что оставили одних и потому что им до сих пор не воздана должная память. Я хорошо помню то время: так совпало – я как раз сдавал экзамены в Горьковский университет, когда в Чехословакию были введены советские войска. Позже я слышал о студенческих волнениях, но я ни в чем не участвовал и даже ничем таким не интересовался. И даже позже я не принимал участия в судьбе Ростроповича или Солженицына – когда я имел великую честь быть знакомым с Ростроповичем и Солженицыным, я им всегда говорил, что был одним из тех, кто бросил их тогда, на волне сопротивления, которую они подняли".

По мнению Сокурова, то жесткое к человеку время было в чем-то честнее: была откровенная линия фронта, официальная цензура, были поляризованные силы, были люди, которые называли вещи своими именами. И все понимали, кто враг. "Мы даже знали, кто на нас доносит в КГБ", – рассказал режиссер.

Сейчас все изменилось: линии фронта нет, перебежчики в разные стороны бегают, конституция идеальная, процедуры все скрыты, никаких открытых процедур нет, вся государственная власть находится в монолитном единстве, считает Сокуров. И положение человека, особенно творческого, становится очень сложным: главным идеологом является денежная единица, самый циничный и беспощадный судья. Партком куда менее циничен, чем рубль или доллар по отношению к творческой судьбе.

Но самое неприятное явление последних лет, по мнению режиссера, – это деградация значительной части населения страны: слишком велико влияние политических факторов: государство притягивает к участию в политике миллионы людей. И это притом, что политические структуры в стране не сложились, не вызрели, а у людей нет полноты информации и зачастую просто нет выбора: или участвуй в акциях – или ты будешь уволен с работы. Сокуров сравнил это с приглашением на обед, когда повар не умеет готовить, а продукты заведомо испорчены.

Пока, как рассказал Александр Николаевич, на его взгляд, признаков страшного кошмара тоталитаризма в нашем обществе нет, хотя есть политические заключенные. Но сопротивление существует, пусть и не массовое.

"Каждый должен отвечать за себя, – говорит Сокуров. – Я недавно выступил на последнем "Кинотавре", из-за этого сняли трансляцию на Россию, потому что я говорил о положении молодежи, о невозможности держать в тюрьмах молодых людей. Но это оказалось под запретом на российском ТВ".

О своей градозащитной деятельности Сокуров говорил с откровенной грустью: последнее его выступление на Градозащитном совете против намыва и за пересмотр дела Дениса Левкина, арестованного после акции в защиту исторических зданий, вызвало, по словам режиссера, "отвратительное историческое поведение членов совета". После этого он решил выйти из состава совета.

"Я никогда не думал, что архитектурная общественность находится на таком ужасающем уровне, само умонастроение находится на чудовищном уровне, мое гражданское чувство протестует против того, чтобы в нашем городе существовал такой совет, – сказал Сокуров. – Но я никогда не сойду со своих позиций и буду выступать в защиту Петербурга".

Собравшимся Сокуров предложил ходить на выборы, невзирая ни на что, и голосовать так, как они считают нужным.

Вранье в тренде

"В Советском Союзе как таковой классической журналистики не было, поэтому мы зачитывались историями, которые создавали большие мастера слова – Песков, Татьяна Тэсс. Это была публицистика, литература, но не журналистика, – начала свое выступление перед публикой Галина Тимченко, бывший главный редактор портала Lenta.ru. – Тогда не было журналистики факта, новости были полностью монополизированы государством. Перестроечный успех журнала "Огонек" был вызван как раз тем потоком фактов, который он публиковал".

Но в последние годы и журналистике фактов приходит конец. Фактически до 24 сентября 2011 года, когда на съезде "Единой России" Путин объявил, что идет на третий срок, большинство россиян – особенно самую грамотную и креативную часть общества – вполне удовлетворяло состояние отечественной журналистики: думающим людям было из чего выбрать, и было понятно, где откровенное вранье. Но затем началось, по мнению Тимченко, очень жесткое давление на СМИ, внутренняя политика страны изменилась категорически, на смену журналистике пришла голая пропаганда.

"И когда бабахнула Украина, площадка была подготовлена – часть независимых изданий была закрыта, часть пошла на сделку с властями и собственниками, – сказала Тимченко. – Цензура нарастала, и на расчищенное пространство вышли пропагандисты – они дали простую и грубую картину происходящего в терминах военного времени – это свои, это чужие, победа будет за нами".

На вопрос, что делать в этой ситуации, Галина Тимченко не ответила. С ее точки зрения, интернет позволяет быстро проверить факты, но в пропагандистской картине мира факт не важен: не важно, кто стрелял, важно, что они плохие. И чтобы опровергнуть ложь, нужно во много раз больше усилий. Сохранение качественных СМИ, по мнению Галины Тимченко, возможно в разъяснительной журналистике.

"Кто знает, что такое Женевские соглашения по Украине? – обратилась она к аудитории. В ответ поднялись две руки. – Вот это и надо разъяснять. Что такое биткойны, чем они грозят мировой финансовой системе? Что происходит с системой медицинского обслуживания? Не перекрикивать вруна, а разъяснять факты.

Коротко Тимченко сообщила об осеннем проекте: это будет не сайт, а некая принципиально новая информационная площадка в интернете. О своем желании инвестировать в будущий проект уже сообщил Михаил Ходорковский, команда Тимченко ведет переговоры с фондом "Династия". "Это именно инвестиции, а не спонсорская поддержка, – уточнила журналист и добавила: – Шансов на появление новых СМИ мало, мы понимаем, что будем играть в игру "поймай меня, если сможешь".

Рассказала, что не очень любит блогеров – потому что они работают в первую очередь на себя, любимых. "Это нормально, но это не журналистика, и, по-моему, приравнивание их к СМИ – глупость", – считает Тимченко. А о вранье и кризисе доверия в интернете высказалась однозначно: "Я раньше думала – если появилось вранье, его можно исправить и уж как минимум – извиниться за допущенную ошибку. А сейчас ситуация достигла абсолютного дна, когда даже руководители каналов говорят – подумаешь, молодая монтажерка что-то напутала. Так что вам, уважаемые, придется делать самим то, что делают качественные СМИ, сейчас читатель вынужден за журналистов выполнять их работу – проверять информацию".