Скутер для цирцеи

1 сентября 2003 10:00

Избаловали нас последнее время пляжными зрелищами. То эротическую мистерию устроят на песочке, то джаз-концерт под плеск волн... И даже к осени активность «купально-загоральных» арт-менеджеров не слабеет. В пятницу у крепости Петра и Павла открылся апеннинский «Лабиринт». Без крыши, защищенные лишь хилым заборчиком, бронзовая скульптура и мраморные панно - две стихии, два горизонта... По замыслу художников, среди них так легко затеряться - как и в закоулках своего мозга...




«А почему вы решили стать творцом?» - приперла автора скульптуры к стенке юная акула пера.
Паскуале Базиле - невысокий, смуглый, порывистый - типичный средиземноморец - родом с Сицилии. Подтекстом вопроса слышалось: «...почему не мафиозо?». После дискуссии на языке Данте и Челентано (бешеная жестикуляция, «артисто»? «маэстро»?..) переводчиком был выдан вердикт: «Ничего я не решал, само получилось».
Нынешнее место обитания художника - Террачина - находится аккурат между двумя столицами (Римом и Неаполем). «Итальянское Бологое», похоже, располагает к мифотворчеству. Недаром, по одной из версий, здесь явилась миру коварная волшебница Цирцея - ее-то и поставил Базиле в центр своего «Лабиринта». А еще - Девственница, Путана, Сумасшедшая... Гимн женщине 58-летний мастер (выглядит от силы на сорок) поет умело, хрипло, надсадно. Вот дама, оседлавшая вздыбленный скутер. А вот ее товарка с обнаженными ягодицами и спущенными чулками, устала и отдыхает. Выбранная проекция транспортного средства - точь-в-точь ночная ваза... Нарочито острые углы - носы, колпаки, воротники, коленки, и - гипертрофированно округлые бедра... Анатомия эволюционирует от экспоната к экспонату: у первой богини - две груди, торчащие, надо полагать, без всякого силикона, у второй - уже три. Больше молока, больше наслаждения, больше жизни...
Атрибутика high tech ничуть не диссонирует c язычеством. Древние наряды сплавляются с pret-a-porte и haute couture как медь с серебром. Недавно отлитый металл органичен в рукотворной патине... Говорят, Базиле прекрасно иллюстрирует книги и журналы. Как видно, теорию о спиралеобразном развитии человечества - тоже. И кто сказал, что мы сейчас на верхнем витке? И вообще - где верх?.. Один из самых умиротворяющих персонажей выставки носит имя «Ожидание». Правда, сначала переводчик произнес «Беременная», потом извинился: мол, не совсем так... Эта леди, фрау, синьора в принципе ждет. Ребенка ли, мужа, любовника... Любви...
Своеобычное содержание требует простой и эксклюзивной формы. Фантасмагория от Базиле у стен Петропавловки являет собой редчайший вид искусства: необъемную скульптуру. (Сам автор избегает термина «плоская», предпочитая говорить «двусторонняя», а еще лучше - «с двумя лицами».) Впрочем, диапазон творчества даровитого сицилианца широк, как и география его выставок: живопись, офорты, гравюры, Париж и Эдинбург, Куала-Лумпур и Дакар, Брюссель и Амстердам, остров Бали, Ливан, Кабо-Верде... В России - впервые. Осознавая уникальность бронзовых фигурок, организаторы экспозиции на берегу Невы все же не сочли их самодостаточными и дополнили огромными мраморными панно от компании «Фрателли Тести».
Кто бы подумал, что «мармор» бывает всех цветов спектра! Лазурный, ярко-травяной, оливковый, бордо... Кстати, почему в европейских языках название этого камня начинается с «мар», а в русском варианте первое «р» перескочило - никто из специалистов ответить не смог. Оправдывались: дескать, мы не филологи. Зато один из двенадцати братьев Тести, Пьер-Луиджи, - стоило поднажать - раскрыл «Новой газете» секреты семейной фирмы. Оказывается, пластина добытого мрамора - все равно что булка с изюмом. По структуре цельный кусок выраженно неоднороден: одни ингредиенты гораздо тверже, другие - заведомо дороже. Можно, конечно, выковырять вкрапления драгоценных камней и пустить их на брошки и колечки. А можно «бомбардировать» пластину металлическими шариками, затем полировать алмазными щетками, да так, что в результате получится «Гламур грин антик» - восхитительно шероховатый на ощупь, на вид же - почти Матисс... Названия роскошных панно звучат как сюиты («Верде вальсугана кьяро», «Россо франча инкарнат»), читаются как таблички в музее естествознания («Секвойя окаменелая красное дерево»). Связь живой и неживой природы в мраморе цепка и наглядна: прожилки, будто нарисованные тонкой кистью, по словам Тести, - не что иное, как останки растений юрского периода. Выходит, «Рейн форест голд» («Лесное золото Рейна») - не фантазия брэндмейкера, а лишь констатация происхождения раритета?..
Ценовой эквивалент своих шедевров господин Базиле обнародовать категорически отказался. Известно только, что «Лабиринт» застрахован на кругленькую сумму. А вот стоимость мраморных картин их владельцы, напротив, озвучили охотно: от 600 евро за квадратный метр. И уже кто-то из местных ВИП-гостей договаривался, чтобы сразу после закрытия выставки несколько панно перебазировали к нему домой - на кухню или в ванную. И то правда - не тащить же обратно такую тяжесть на Апеннины!

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Сергей МАКСИМИШИН