Подсказка для сомневающихся

4 сентября 2003 10:00

Осталось меньше месяца до выборов, а вы, выражаясь наукоемко, так и не смогли определиться в своих электоральных предпочтениях? Не отчаивайтесь, мир не без добрых людей. Этих волшебников зовут социологами. Именно они, жонглируя цифрами и терминами, помогут развеять все сомнения, если таковые ненароком закрались. Ваш крик «SOS» будет услышан, и мечущиеся души найдут успокоение в виде галочки напротив «правильной» фамилии в выборном бюллетене.




Как известно, в мире существует три разновидности лжи: большая, маленькая и статистика. Именно последняя становится предметом интереса социологов на время проведения различных предвыборных кампаний. До последних лет статистические данные использовались для изучения предпочтений, интересов, насущных проблем избирателей. На основе полученных данных составлялись (или корректировались) программы кандидатов, определялось, на каких электоральных группах следует сконцентрировать основные PR-ресурсы и пр. Опросы являлись необходимым инструментарием любого политтехнолога. Но недавно, после ознакомления с западным опытом и приобретением собственного, многие специалисты, занимающиеся проведением предвыборных кампаний, осознали, что это не только инструмент, но и эффективный способ достижения поставленной цели - победы своего кандидата.

...Как и всем моим товарищам
Казалось бы, как обнародованные данные о предпочтениях какой-то части опрошенного населения могут воздействовать на граждан, не попавших в число респондентов? Однако могут, и очень серьезно. По данным тех же социологов, до 20% избирателей в самый последний момент определяют кандидата, которому и отдают свое сердце и голос. Руководствуясь при этом исключительно собственными эмоциями, а не анализом предвыборных программ. Поэтому агитация и должна прекращаться за сутки до открытия избирательных участков. Именно «сомневающиеся» и являются основной добычей политтехнологов. Если человек считает сами выборы профанацией, а кандидатов марионетками, то он, без сомнения, либо уедет в воскресенье на дачу либо - при наличии болезненно выраженной гражданской позиции - пойдет и проголосует против всех. Другое дело наивный человек, относящийся к процедуре выборов в России вполне серьезно.
Большинство из числа неопределившихся на нынешних городских губернаторских выборах к дате «икс» только вернутся с дачи. Естественно, пробегут глазами предвыборную макулатуру, скопившуюся в почтовом ящике, полистают газеты, посмотрят телевизор. Вот здесь-то и может сработать эффект конформности, или, да простят ученые мужи за некорректный перевод, «стадности». По всем телеканалам говорят, в соответствии с законом ссылаясь на источник, что, по данным социологических исследований, лидирует кандидат N. Повторюсь, многое зависит от самого человека (помните, как народ пошутил на парламентских выборах, устроив бенефис Жириновскому), но психологи свидетельствуют: 75% автоматом, естественно при отсутствии собственной позиции, проголосуют «как все». Помните миниатюру Аркадия Райкина: «Тебе сколько ложечек сахара в чай?». - «Две, как и всем моим товарищам».

Не отражаем, а формируем
В соответствии с рыночными законами спрос формирует предложения. Сегодня многие компании, гордо именующие себя социологическими центрами, готовы «лечь» под любого кандидата. Ему будут представлены цифры, способные убедить сомневающегося, что именно он «самый-самый» (штаб при этом руководствуется реальными показателями). Многие кандидаты, пока не увидят отображенную в цифрах любовь избирателей к собственной персоне, просто не хотят вкладываться в собственную кампанию. Особенно это актуально для первого опроса, определяющего известность соискателя мандата среди электората.
Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что рейтинги - штука тонкая. Расти они - дабы вызвать доверие у избирателей - должны постепенно, отображая в цифрах конкретные действия кандидата. Провел ряд удачных встреч с трудовыми коллективами, заручился публичной поддержкой известных деятелей науки и культуры - рейтинг подрос; похандрил несколько дней - упал на пару процентов. Главное в деле привлечения сомневающихся на свою сторону - это то, чтобы рейтинг неуклонно рос в течение последних недель перед голосованием. В нынешней губернаторской гонке отдельные известные социологи, похоже, взяли преждевременный старт. Неделю назад, во время открытия нового пресс-центра «Региональные выборы-2003», Роман Могилевский, Татьяна Протасенко и ряд других любителей предвыборной статистики представили на суд присутствующих кандидатов и журналистов результаты своих последних опросов. К удивлению многих выяснилось, что ни один кандидат в губернаторы Петербурга на сегодняшний день не обладает поддержкой не только 50, но даже 40 процентов опрошенных (по Могилевскому). Электоральные предпочтения изменились буквально за неделю. Ведь еще в середине августа один из кандидатов этот барьер преодолевал даже с запасом. Похоже, что в соответствии с чьим-то планом PR-кампании потребовалось срочно привлечь интерес избирателей к выборам. Кроме того, если рейтинг уже сейчас возьмет 50%-ную планку, куда ему прикажете расти в последний месяц? Вызывает недоумение еще одна цифра - за пару недель число людей, собирающихся голосовать «против всех», возросло с 5 - 7 до 15 - 20%. Чудеса да и только!
Как признался в частной беседе один очень известный городской социолог, специалисты, приближенные (читай: работающие) на одного из кандидатов, не знают, что делать с процентами возможной явки избирателей. Здесь палка о двух концах. Политтехнологи не определились: с одной стороны, надо, чтобы выборы состоялись, с другой - интеллигентная часть электората, пришедшая на участки, может проголосовать не по сценарию. Если же прослойку убедить остаться дома, якобы голосуя тем самым за срыв выборов, можно победить за счет более внушаемой части горожан.
Главное, чтобы сам кандидат не поверил свите, которая слагает ему оды за его же деньги. Стоит вспомнить историю с выборами Анатолия Собчака. Прозрение может прийти слишком поздно. Что для города, возможно, и к лучшему.

Леонид ПАНЧЕНКО