Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Агрорусь без фермера

4 сентября 2003 10:00

В конце августа в нашем городе, в гаванских павильонах «Ленэкспо», проходила традиционная сельскохозяйственная ярмарка. Только в отличие от всех предыдущих лет носила она не привычное горожанам название - «Российский фермер», а более пафосное - «Агрорусь». Что же на самом деле стоит за сменой вывески - передел собственности, связанной с попытками отдельных лиц отхватить кусок бюджетного пирога, или изменение государственной политики в области сельского хозяйства?




Эта история началась еще в начале зимы, когда Министерство сельского хозяйства при поддержке городской администрации решило устроить конкурс на право проведения «крупнейшей российской агропромышленной выставки». В подобном шаге вроде бы нет ничего удивительного - все в строгом соответствии с законом. Другое дело, что выбирать «подрядчика» было решено лишь после того, как была принята городская программа по «поддержке огородничества и садоводничества», в соответствии с которой ярмарке на протяжении 10 лет ежегодно должно выделяться по 5 миллионов рублей. Казалось бы, сумма пустяшная, но дело в том, что, пока ярмарку при далеко не безупречном менеджменте проводило ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер», с учетом федерального финансирования и платы от участников данное мероприятие уже было пусть и минимально, но прибыльным. Поэтому, казалось бы, очевидно, в чьих карманах вновь выделенное финансирование обретет свой покой.
Несмотря на все сопротивление генерального директора ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский фермер» Михаила Злыдникова, конкурс состоялся, и его победителем, как заранее и предсказывалось, стала государственная компания ГУП «Петербургская продовольственная корпорация». Здесь следует оговориться, что «съесть» Злыдникова оказалось совсем несложно. В прошлом морской офицер, он и в бизнесе мыслил по-военному, хотя и всячески старался, меняя партбилеты как перчатки, следовать генеральному курсу Кремля. Но после вынужденной отставки вице-губернатора, председателя Комитета экономики и промышленной политики г-на Алексашина, являвшегося другом и покровителем Злыдникова, стало очевидно, что для «Российского фермера» наступают тяжелые времена. По смольнинским коридорам ходили слухи о грядущей смене юридического лица организатора ярмарки. СМИ так же не приняли, как часто бывает в подобных конфликтах, сторону «обиженного». Злыдников за 10 лет умудрился испортить отношения как со многими руководителями газет, так и с журналистами, освещающими данную тематику. Многим памятен случай, когда его личный охранник выбросил за ограду ярмарки надоедавшего Злыдникову каверзными, хотя и слегка истеричными, вопросами журналиста.
На самом деле, показав на дверь, власть вроде как поблагодарила Злыдникова за проделанную работу, отметила заслуги его компании в организации сельскохозяйственных выставок на престижнейших международных салонах вроде берлинской «Зеленой недели». Приказ сдать дела был аргументирован двумя обстоятельствами. Во-первых, бюджетные деньги якобы должна распределять государственная организация, тем более что у данного ЗАО это не очень хорошо получается: на протяжении 11 лет Злыдников постоянно искал деньги на проведение выставки. Во-вторых, сама идея выставки-ярмарки исключительно фермерских достижений выглядела недостаточно масштабной. Действительно, по сравнению с предыдущими годами этим летом в «Ленэкспо» представлено гораздо больше сельскохозяйственной техники, оборудования и, извините, скота. На прошлых - преимущественно торговали медом. Если говорить о других отличиях, то они на ярмарке не были особенно заметны. Изменились ведущие шоу-программ и творческие коллективы, съехалось побольше руководителей регионов и агропромышленных предприятий. Горожане, в надежде затариться впрок дешевой и свежей продукцией, по-прежнему, особенно в выходные дни, штурмовали кассы...
Бесспорно, потери для Злыдникова гораздо ощутимее, чем для горожан. Нам с вами в принципе абсолютно все равно, кто является организатором ярмарки - «Российский фермер» или «Продовольственная корпорация». А он теряет определенные налоговые и таможенные льготы, хуже будут обстоять дела с заказами и у транспортной компании, работающей в структуре ЗАО.
Злыдников сейчас инициировал судебный процесс относительно запрета на использование «авторской собственности». Предмет иска, поданного в арбитражный суд к «Ленэкспо», - прекращение незаконного использования товарного знака ярмарки «Российский фермер» (сейчас в некоторых документах фигурирует и старое название выставки). Дарить кому-то подобный раскрученный бренд недальновидно. Правда, и здесь есть одно «но»... За право считаться авторами названия и торговой марки со Злыдниковым могут поспорить люди, стоявшие вместе с ним у истоков ярмарки, в частности телевизионная чета Максимовых. Злыдников пришел уже «на идею», в большей степени как наемный менеджер и промоутер. Так что вопрос о правах на интеллектуальную собственность в этом случае может оказаться не таким уж простым...

Леонид ПАНЧЕНКО