Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бензин по осени считают

8 сентября 2003 10:00

Наступила осень. Пора, как известно еще с пушкинских времен, унылая. А в наш бурный век - еще и со своими «заморочками». Одна из них - сезонное повышение цен на топливо, которое с 1998 года регулярно преследует автовладельцев.





Возможно, тут некого винить и не на кого обижаться. Колебания цен на нефтепродукты - процесс объективный. Мировые цены на нефть за три летних месяца возросли с 22 до 27,6 доллара за баррель. Федеральные нефтяные компании немедленно сориентировались на расширение экспорта, поставки на внешний рынок, а не на заботы о нас, грешных. Внутренние цены ползут вверх вслед за конъюнктурой мирового рынка, за ростом железнодорожных тарифов и увеличением спроса на ГСМ в ходе осенних уборочных работ на селе. На внутреннем российском рынке цены на топливо возрастают на 13 - 14 процентов. Для различных видов горючего цена вырастет на 30 - 80 копеек за литр. И если сейчас литр 76-го бензина стоит в среднем 7.90, 92-го - 10.40, 95-го - 11.40, то новую цену можете подсчитать сами.
Хотя городские нефтетрейдеры не ожидают больших потрясений. «Дефицита топлива нет, и это главное, - заявил президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. - Значит, повышение цен будет невысоким и постепенным». Он подтвердил реакцию рынка на рост мировых цен, добавив при этом, что свою роль сыграло решение правительства повысить с 1 октября экспортную пошлину на нефть. Из-за чего компании-экспортеры постараются компенсировать недополученную прибыль за счет повышения внутренних цен. Но работа нефтетрейдеров еще немалое время будет идти на запасах топлива, закупленных по старым ценам. А значит, подорожание будет не скачкообразным, а постепенным.
Положение на российском Северо-Западе имеет свою специфику. На динамику цен влияет близость Киришского нефтеперерабатывающего завода. «Короткое плечо» транспортировки удешевляет доставку. Однако многие питерские компании закупают продукцию на нефтеперерабатывающих заводах других регионов - этому способствует экспортная ориентация «Сургутнефтегаза», с чьей продукцией работают в Киришах. Поставки ближних и дальних соседей обходятся ощутимо дороже. В Москве, кстати, мэрия избавила себя от подобных проблем, установив плотный контроль над Московским НПЗ, который обслуживает только столицу...
Словом, автомобилистам опять придется дороже платить за бензин. Но повышение не будет резким и быстрым, поэтому пресловутый «бензиновый кризис» нам не грозит. Что же до муниципального транспорта, то здесь, как утверждает Олег Ашихмин, вообще не должно произойти никаких изменений: цены на топливо, используемое для «социальных» перевозок, повыситься не должны.

Сергей ГЛЕБОВ
Фото Алексея ВЫСОЦКОГО