Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«мiръ искусства» нового века

11 сентября 2003 10:00

«Неделя Финляндии» в Петербурге началась с открытия выставки «Возвращение. «Мiръ Искусства». Именно под таким названием вошла в историю искусства организованная Дягилевым в Петербурге в 1898 году первая совместная выставка русских и финляндских художников.



Возвращенный «Мiръ Искусства» предстал в начале века нынешнего в старинном особняке Румянцева в виде диковинных, почти сказочных инсталляций. Здесь, в одном из залов, в прозрачном шатре под белым покрывалом как бы спала прелестная живая девушка, а на стенах вокруг мелькали ее цветные сновидения, где она в белом платье танцует со своим принцем в зеленой роще (художники-инсталляторы группы «Глюкля и Цапля»)... Рядом, в соседнем зале, огромный металлический цветок (сооруженный из частей самолета), время от времени раскрываясь, пыхал чем-то ароматным в висящую над ним груду заморских фруктов (группа «Речники»)... Ветхая табуретка, книги, картина, карельские прялки, белые шкуры - эта инсталляция Сергея Бугаева (Африки), судя по названию, воочию представляла собой сон Маннергейма... За черной занавесью гости осторожно ступали по разложенным на полу фотоснимкам фрагментов городской архитектуры 60-х годов, имея таким образом возможность полюбоваться сверху ее ушедшей красотой (фотограф Сами Хюрскюлахти), а подальше в зале гостей веселил созданный художниками Ольгой и Александром Флоренскими макет небольшой подводной лодки с такими забавными деталями, как пропеллер от вентилятора на носу, стиральная доска сбоку, самоварная труба сверху... Тут и там в залах, напоминая одну из мудрых заклинательниц эпоса «Калевала», мелькала седовласая, в темном одеянии финская художница Оути Хейсканен (она же ректор Хельсинкской Академии художеств) - автор сотворенной из старых листов железа, лопаты и неструганой доски большой иконы «старинной финской Мадонны». И все же особое внимание приглашенных привлекали иконы - как знаки нового времени - художника Олега Янушевского с вмонтированными в них на месте ликов святых мобильными телефонами, портретами Маннергейма, а также белокурой девушки - лицом финской фирмы «Виола», и при желании гости могли нажать в иконе особую кнопку и услышать забавный звук... И весь вечер во внутреннем дворике особняка проходило музыкальное шоу, сопровождаемое устроенным финской стороной грандиозным угощением.
«Ну и расщедрились наши соседи!» - восторженно сказал кто-то из многочисленных пирующих. «Это мелочи, - произнес стоящий рядом представительного вида пожилой финн. - Сегодня Финляндия торгует с Петербургом очень выгодно. Между нами вообще хорошие дела. Посмотрите сами, какой большой праздник...»

Эмилия КУНДЫШЕВА