Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Эхо бандитского петербурга

15 сентября 2003 10:00

В Городском суде слушается новое «бандитское дело». На этот раз на скамье подсудимых оказалась группа Игоря Сбитнева - предположительно, одна из бригад «авторитетного» Михаила Глущенко. Ей вменяется в вину два покушения на известных петербуржцев: Михаила Ошерова, советника спикера Госдумы Геннадия Селезнева, и Руслана Коляка - легенду бандитского Петербурга.



Покушение на Коляка, инкриминируемое группе Сбитнева, оказалось последним в длинной цепочке его неудачных ликвидаций. Оно было девятым и произошло 28 октября 2001 года. В этот день неустановленные киллеры подстерегли Коляка у бани в Озерках и открыли по нему стрельбу из автоматов. Однако Руслан Коляк в очередной раз оказался бандитам не по зубам: он сумел не только спрятаться от пуль, но и доехать до больницы.
Коляк помог милиции раскрыть покушение на себя. Правда, арестовать удалось только организаторов: собственно Сбитнева и его ближайшего помощника Дмитрия Антипова. Их арестовали в сентябре прошлого года, как и трех остальных членов группы: Виктора Дуданова, Максима Хомылева и Константина Курганского. Заказчиком преступления Коляк назвал Михаила Глущенко, ныне проживающего в Испании. Но если Антипова для того, чтобы арестовать, пришлось экстрадировать с Украины, то проделать ту же операцию с Глущенко вряд ли удастся: для этого нужны веские основания, а их нет. Были только показания Руслана Коляка, которые он уже не сможет повторить...
Как выяснилось, непосредственные исполнители покушения на Коляка тоже отсутствуют: их имена до сих пор не названы. Зато организаторы этого преступления были попутно изобличены еще в одном громком покушении - на советника Геннадия Селезнева и заместителя председателя Академии национальной безопасности Михаила Ошерова. Покушение на Ошерова произошло через несколько дней после убийства Дмитрия Филиппова, который также считался активным помощником спикера, так что многие поначалу связывали два этих дела. Потом в убийстве Филиппова обвинили группу Юрия Шутова, а покушение на Ошерова долго оставалось нераскрытым. Сейчас его организация (опять только организация) инкриминируется Сбитневу, Хомылеву и Курганскому. Непосредственный исполнитель хоть и известен милиции, но опять оказался недосягаем.
Вообще с киллером для Ошерова было немало проблем. Человек, которого поначалу пытались подрядить на убийство - наркоман Виталий Марков - становиться убийцей не хотел и прикинулся больным. (Впоследствии именно он дал признательные показания по делу и помог изобличить почти всех членов банды.) А в качестве киллера было решено использовать еще одного наркомана - Александра Серикова. Само покушение было проделано очень просто. Ошеров не пользовался охраной, и его подстерегли в собственной парадной. Сериков замаскировался под стекольщика, чтоб не вызвать подозрений, и, стоя у окна, ждал, пока Ошеров подойдет к нему сам. Советника президента спасло то, что преступная группа, хоть и была вооружена с ног до головы, выделила киллеру какой-то переделанный газовый ствол, который в самый ответственный момент перекосило.
Сериков погиб в 2001 году - случайно, на пожаре. Виталий Марков - годом позже, сразу после ареста сбитневских. Его убийство тоже больше всего напоминало бытовое. Третьим человеком, который уже никогда не сможет дать показания, оказался Руслан Коляк. Так что скорого и гладкого процесса не получится.
Известно также, что группа Сбитнева обвиняется еще в одном преступлении, и опять неудачном. В начале 2002 года они покушались на директора охранного предприятия «Балтик-эскорт» Романа Цепова. На этот раз убийцей, правда неудачным, выступил Марков. Однако дело о покушении на Цепова к «основному» не присоединили, а выделили в отдельное производство.

Мария ЮРЧЕНКО