Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Парк ледникового периода

22 сентября 2003 10:00

...Без свободной прессы невозможно существование демократического общества, - говорила Маргарет Тэтчер, стиснув зубы...




21.09.2003


Итоги прошедших выборов будут обсуждать еще долго - не только в Петербурге, и, скорее всего, даже не только в России. Один из них - «обкатка» в Питере новых правил игры в период выборной кампании. Наш город стал одним из первых, где выборы проходили по новому закону, причем уже даже не впервые. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» был принят прошлым летом, так что первой кампанией «в законе» стали выборы депутатов Законодательного собрания в декабре прошлого года. Уже тогда, по новому закону, свобода слова в период выборов оказалась сильно ограничена. По мысли законодателей, это должно было уменьшить разгул «черного пиара». Однако, как показал опыт, этого не получилось. А вот заставить прессу попридержать языки получилось, да еще как.
С тех пор многое изменилось: гайки закрутили еще туже. Этим летом были приняты специальные поправки к Закону «О СМИ», которые еще больше ограничивают свободу средств массовой информации в период выборов. Причем наиболее эффективно, как вы сами понимаете, удается заткнуть рот «неправильным» - независимым СМИ, «правильной», то есть государственной и окологосударственной прессе, в ее навязчивом проведении «правильной» политики никакой закон, как вы опять же понимаете, не писан.
Законодательные новации вполне заслуженно вызвали всплеск эмоциональных высказываний демократически настроенной интеллигенции: о реанимации института цензуры, о торжестве «управляемой демократии» и даже о профанации самих выборов. Ведь если избиратель лишен возможности получить всестороннюю информацию о своих избранниках, кроме той, которой кандидаты в избранники сами же кормят его в своей рекламной продукции, - о каком осознанном выборе может идти речь? Если, конечно, не понимать выборы как процедуру назначения сверху «правильных» людей, оформленную при этом как процесс народного волеизъявления...
Неделю назад эти темы в очередной раз обсуждались в Петербурге. Здесь прошла международная конференция на тему «Реализация конституционного права на информацию в современной России». Конференция была организована правозащитной организацией «Гражданский контроль», в ней принимали участие известные российские журналисты, руководители Союза журналистов России, правозащитники, социологи, эксперты, представители Совета Европы и международного Балтийского медиацентра. Участники конференции практически единодушно осудили принятые ограничения на свободу СМИ в период выборов. Это, на их взгляд, является вопиющим нарушением декларированного Конституцией РФ права граждан на получение информации.
Но говорили не только о выборах, тема дискуссий была намного шире - о свободе слова в современной России вообще. И здесь, как следовало из выступлений ораторов и шумных обсуждений «в курилке», нет никакого повода для оптимизма...
Впрочем, вот отдельные выдержки из высказываний некоторых участников. Они не нуждаются ни в каких дополнительных комментариях.
Юрий Вдовин (заместитель председателя правозащитной организации «Гражданский контроль»):
- Сегодня ощущение такое, что мы семимильными шагами приближаемся к хорошо известной советской модели тоталитарного государства - настолько явственно ощущаются ограничения свободы доступа к информации, одного из базовых принципов демократического общества.
Виктор Шендерович (журналист, радио «Свобода», газета «Газета»):
- Об усилении государственных СМИ можно было говорить года три назад, сегодня об этом бессмысленно даже говорить - мы просто находимся в состоянии государственной монополии на информацию. Все федеральное информационное телевещание либо прямо подчинено государству, либо находится в руках аффилированных государству структур. Даже формально независимого федерального телевидения не осталось. Фактически сегодня вернулись времена «Гостелерадио». И скорость, с которой это произошло, просто пугает. Я не думал, что это будет происходить так стремительно, думал, похолодание будет постепенным, но ледниковый период наступил практически мгновенно... Кстати, помимо всего прочего, наличие независимого телевидения стимулировало повышение качества работы всех, в том числе государственных телеканалов - ведь им приходилось жить в условиях конкуренции. Сегодня государственному телевидению конкурировать не с кем. Там разработана совершенно очевидная технология лжи, известная еще по советским временам, - замалчивание. Государственное телевидение предпочитает некоторые события просто замалчивать, как будто этого просто нет, - это то, что мы уже проходили в советское время.
Владимир Кара-Мурза (журналист, телерадиокомпания RTVI - телеканал «Эхо-ТВ», радио «Эхо Москвы»):
- Из новостей федеральных телеканалов сегодня просто невозможно узнать, что реально происходит в стране. Новость номер один по всем федеральным телеканалам - это то, с кем встретился Путин и что он сказал... Вот нам многие региональные телеканалы отдают свои невостребованные сюжеты - о забастовках бюджетников, веерных отключениях электричества, - и в них предстает совершенно другая страна, которой не увидишь в официальных программах.
Игорь Яковенко (генеральный секретарь Союза журналистов России):
- Диагноз состоянию со свободой слова в России недавно поставила международная организация «Репортеры без границ». Они провели исследование в 139 странах, так вот, Россия оказалась там на 121-м месте, немногим лучше, чем Белоруссия, но хуже, чем Украина, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан... (Первая десятка стран с наибольшей степенью свободы для работы журналистов выглядит так: Финляндия, Исландия, Норвегия, Нидерланды, Канада, Ирландия, Германия, Португалия, Швеция, Дания. Замыкающая пятерка стран - с наименьшей свободой прессы: Бутан, Мьянма, Туркменистан, Китай, Северная Корея.) Конечно, эта оценка весьма субъективна, но все же... То, что с нами сделали в условиях выборов, - это просто последний аккорд. Поправки к Закону «О СМИ» в связи с выборами - это фактически ликвидация самих выборов. Поскольку стало запрещено говорить правду, а разрешено только врать. Ведь прессе в предвыборный период комментировать ничего нельзя, а писать можно только самим участникам, которые заинтересованы во вранье.
Марио Отмайер (консультант, Совет Европы):
- Россия вошла в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека, что дает российской прессе все права на независимое существование, однако похоже, в России это осталось всего лишь декларацией. Особенно тревожит ситуация со свертыванием плюрализма мнений, преследования и ограничения деятельности СМИ, отсутствие четких правовых рамок на условия работы прессы. Например, поправки к Закону «О СМИ» - это совершенно отчетливое свидетельство о попытке ограничить свободу слова, и это вызывает очень большую озабоченность.
Алексей Левинсон (социолог, ВЦИОМ):
- Мы проводили опрос молодежи в возрасте до 35 лет. Так вот, отвечая на вопрос, должно ли государство строже контролировать деятельность прессы, радио и телевидения, большая часть ответила утвердительно. То есть они - за ограничения свободы СМИ. Это очень тревожный показатель. Сегодня свобода слова в России не востребована обществом.
Борис Фирсов (социолог, Европейский университет в Санкт-Петербурге):
- Сегодня многое напоминает то, что было 40 лет назад, во времена хрущевской оттепели. Ощущение такое, что сейчас заканчивается вторая оттепель, которая была более длительной и глубокой, но которая уже прошла. Оттепель кончилась...

Записал Николай ДОНСКОВ
фото Николай КУХАРСКИЙ