Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Историки берутся за кавказ

26 января 2002 10:00 / Политика

Историки берутся за кавказ

Уже под закат этого года по инициативе историка и писателя Якова Гордина в Петербурге был создан историко-просветительский центр <Россия - Кавказ>.
 



 


- Может быть, нам надо было сделать это раньше, еще до начала первой чеченской войны, - говорит Яков Гордин. - Возможно, это смогло бы хоть как-то повлиять на развитие событий, ну если не предотвратить, то хотя бы сделать эту кампанию не такой бессмысленной и кровопролитной...
Пусть это даже преувеличение интеллигента, рассчитывающего на то, что плодами просвещения усеян путь разума. Но по большому счету не согласиться с этим нельзя.
Цель центра, созданного редакцией журнала <Звезда> и петербургским отделением Института <Открытое общество>, - сугубо просветительская: <круглые столы>, семинары (в том числе для учителей - чтобы они передавали знания подрастающему поколению). А главное - издание специальной литературы. Уже в январе в свет выйдет первый том воспоминаний участников Кавказской войны XIX века - <Даргинская трагедия>. Это трагическая история отряда графа Воронцова, посланного на разгром столицы Шамиля. Столицу они действительно захватили, но после этого стали погибать от рук горцев - исподволь, но неумолимо.
- Кстати, этот же сценарий был воспроизведен российскими генералами во время первой чеченской кампании 1994 - 1996 годов, - говорит Яков Гордин. - Возможно, если бы книга вышла раньше, этот печальный исторический опыт мог быть в какой-то степени учтен.
Всего планируют издать около 20 томов мемуаров участников Кавказской войны, не только российских офицеров, но и горцев, хотя источников с той стороны немного.
- Кавказская война - это огромное белое пятно в российской истории, - говорит Гордин. - Хотя все знают, что она была, но больше, пожалуй, не знают ничего. Ну, Ермолов, Шамиль - это еще слышали, но уже Барятинский - это удел профессионалов. Вся непростая история отношений России и Кавказа опутана предрассудками, и наша задача - помочь общественности, запутавшейся в этой страшной проблематике, обрести трезвый взгляд не только на историю, но через нее - на современность.
Трагический северокавказский кризис, который сегодня переживает Россия, по мысли историка и писателя, имеет не только военный и экономический, но и чрезвычайно опасный социально-психологический аспект. И в России к северу от Кавказского хребта, и на самом Кавказе - особенно в Чечне - вырастают целые поколения людей, привыкшие не доверять друг другу, живущие разрушительными мифами друг о друге.
Конечно, трудно рассчитывать на то, что политики, принимающие решения, или военные, реализующие их на Северном Кавказе, засядут за чтение двадцати энциклопедических томов. И все равно питерские историки не считают свою работу напрасной.
- Немалую роль в неэффективности действий нынешней российской власти играет состояние общественного сознания России, - убежден Яков Гордин. - Оно зависит в том числе и от фактического отсутствия просветительской работы, связанной с проблемами Северного Кавказа.