Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Немочь бледная

25 сентября 2003 10:00

Секс в большом городе есть, а значит, есть и секс-инфекции. Как дела в Питере на сексуально-эпидемиологическом фронте? На этот вопрос попытались ответить профессионалы, собравшиеся в Таврическом дворце на Первый российский конгресс дерматовенерологов.




Как ни странно, на брифинге, посвященном эпидситуации, никто из сотрудников городского Центра госсанэпиднадзора не присутствовал. Мало того, по информации пресс-службы центра, они о таком мероприятии и не слыхали. Единственный же местный специалист, выступивший перед журналистами, - начальник кафедры Военно-медицинской академии, профессор Алексей Самцов - необходимыми цифрами, увы, не владел напрочь. Так что пришлось акулам пера довольствоваться данными президента Российского общества дерматовенерологов, члена-корреспондента РАМН Анны Кубановой, из коих следует, что в целом по стране за пять лет заболеваемость секс-инфекциями снизилась в два с половиной раза и продолжает падать.
Говорит ли это о повышении сексуальной культуры нации или люди реже обращаются в государственные клиники и потому не попадают в официальную статистику - на этот вопрос врачи четко ответить не могут. Хотя признают, что «сифилис нынче не лечит только ленивый», и проблема некачественного, неквалифицированного лечения в частных полулегальных кабинетах под лозунгом «Любое венерическое заболевание - одна инъекция» стоит очень остро, особенно в крупных городах. Инфекция попросту загоняется в угол. Об этом свидетельствует увеличение числа случаев позднего запущенного сифилиса, когда помочь больному становится во сто крат труднее.
Любопытно, что по закону заниматься диагностикой и лечением «венеры» в РФ до сих пор имеют право лишь эскулапы соответствующей специализации. Всемирная организация здравоохранения сетует: мол, монополию установили (в большинстве стран порядки в этом отношении гораздо либеральнее), но, с точки зрения наших специалистов, для нас западный опыт пока неприемлем.
Сильно мешают жить врачам и недобросовестные аптекари. Сплошь и рядом - опять же незаконно - без рецепта отпускаются антибиотики, и фармацевты авторитетно советуют покупателям, что лучше «от гонореи», а что «от трихомониаза».
К счастью, выявлять источники инфекции и контакты пациента от доктора сегодня уже не требуют (а как раз ужесточавшиеся репрессивные меры в свое время и отвратили больных от официальной венерологии), - теперь все на доверии, и даже в государственных диспансерах можно лечиться анонимно. Но это и к несчастью, ибо ответственность за своих сексуальных партнеров у нас все еще весьма невысока. Некоторое время назад российско-американская научно-исследовательская группа провела обследование иногородних студентов питерских вузов: 1100 юношей и девушек, обитающих в общежитиях, добровольно сдали анализы на шесть наиболее распространенных недугов, передающихся половым путем. Так вот, выяснилось, что каждый шестой из них - носитель «интимной» хвори. Опросы показали, что минимум половина студенческих пар не пользуется презервативами, при этом по крайней мере одни из партнеров считает себя достаточно свободным, чтобы вступать параллельно и в другие близкие отношения...
В том числе около 8% обследованных молодых людей оказались заражены хламидиями. По словам профессора Самцова, с диагностикой урогенитального хламидиоза в северной столице дела обстоят скверно: «Всего несколько лабораторий выполняют эти анализы». Вопрос «Новой газеты» о том, сколько может стоить полное обследование на все основные секс-инфекции (а на сегодня их выявлено порядка 30), привел уважаемых ученых в замешательство. Сначала прозвучала цифра «800 рублей», потом «1000 - 1500»... При этом медики уточнили, что все анализы вовсе не обязательны, обычно «довольно будет и трех-четырех»... Позвонив же наугад в несколько клиник, можно удостовериться, что на практике сумма возрастает минимум в несколько раз.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС