Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пейзаж от артмани

25 сентября 2003 10:00

Франки, доллары, марки, злоты, рубли... На ворох этой разноцветной бумаги сегодня можно будет взглянуть новорожденным взглядом. С деньгами сотворили акт творчества и сверху поставлена печать: «Произведение искусства». В Государственном музее городской скульптуры открывается выставка «Деньги. Третье тысячелетие».




Начавший работать зимой прошлого года, казалось бы, консервативный и тяжеловесный по своей сути музей пошел на новый эксперимент. Эксперимент благословили художник и фотограф Юрий Молодковец и философ, поэт, писатель, актер, издатель и художник Толстый (в миру Владимир Котляров). Они, а также интеллектуальные художники Борис Казаков, Олег Котельников, Константин Сутягин, Александр Шевченко, Владимир Шинкарев и Александр Флоренский стали авторами всех выставочных работ.
Толстый начал вводить деньги в искусство еще в середине 80-х. Говорит, даже и не знает, как получилось, что начал дарить знакомым двадцатифранковые бумажки (он уже тогда переехал в Париж) с «нарисованными» на них собственными стихами. Впрочем, в разговоре вспомнил стихи совсем не французского периода: «Я тогда снимался в грузинском фильме «Мистерии» и на лари (грузинская валюта) написал четверостишие: «Для поднятия морали/Приобрел четыре лари./За них три доллара отдал,/Сегодня понял: маху дал». На следующий день четыре лари стоили уже два доллара».
Руководством к действию стал 16-й манифест вивризма (созданное Толстым течение художников и интеллектуалов): «Деньги унижают душу и достоинство человека. Искусство возвышает личность. Превращая деньги в искусство, вы обогащаете себя и человечество». Если вы действительно хотите посмотреть, что может сделать авангардист с деньгами, смотрите. Например, их можно мелко порубить, а потом склеить из обрывочков этакий потерявший в ценности кирпичик. Впрочем, кирпичик на выставке - по большей части из старых и рваных купюр, так что особенно не расстраивайтесь. Можно запихнуть в две разные банки бумажные и медные деньги, что и сделал Олег Котельников. Можно, наконец, сделать деньги холстом. Толстый, который всегда считает, сколько квадратных сантиметров можно купить на франк, рисует на деньгах и любом их эрзаце (кредитках, телефонных и интернет-картах) свои тексты. Так, например, на холсте из французских облигаций зритель увидит строчки: «Превращать деньги и ценные бумаги в произведения искусства, а не наоборот - это и есть окончательно отрефлектированный образ искусства...»
Как ни странно, мысль о каком бы то ни было кощунстве просто не желает приходить в голову, когда рассматриваешь представленные работы. Картины Константина Сутягина (самые настоящие, на холсте, маслом) разделены на две части: под надписью «For sale» картины с изображением изящных атрибутов времени: ручка Parker, конфеты Rafaello, сигареты Marlboro, сумочка Gucci, зажигалка Zippo и виски Red Label. Под другой надписью - соответственно «Not for sale» - любовно нарисованные небо, береза, грачи, дорога и двумя силуэтами выписанная любовь. Константин Сутягин признается, что со временем пытается увидеть всё больше пространства, где бы деньги ничего не значили. Небольшая схожесть с митьковской философией видна и в пейзажах Александра Шевченко с подписями вроде «Ленинград - большой красивый город»...
«Деньги красивы, - говорит Толстый, - и потому зло выбрало их, чтобы замаскироваться под добро»... В нашем тысячелетии художники снова пытаются найти выход из власти денег. И, пытаясь, говорят: надо переходить на безналичный расчет, так, чтоб на расстоянии можно было деньгами распоряжаться... Покинете ли вы Лаврский переулок с такой мыслью? Не уверен. А вот трагизм обязательно прочувствуете. Чай, бесконечный разговор... на самую актуальную во все времена тему.

Алексей КОБЫЛКОВ
фото Анастасии ПАНКИНОЙ