Общественное мнение в законе

29 октября 2003 10:00

Не позднее чем через три месяца порядок проведения общественных слушаний и порядок учета мнения жителей при решении вопросов о новом строительстве (в том числе о пресловутой «уплотнительной застройке») должен быть установлен городским законом. В этом - суть решения Уставного суда, который в пятницу признал, что администрация Санкт-Петербурга не имела права самостоятельно устанавливать этот порядок. Соответствующее распоряжение Владимира Яковлева № 994-р от 14 сентября 2000 года признано не соответствующим городскому Уставу...



О том, сколько конфликтов вспыхивает в городе по поводу строительных вопросов, хорошо известно, - «Новая газета» не раз об этом рассказывала. Но лишь в редких случаях жителям удается отстоять свои интересы и не допустить очередного «уплотнения» или строительства торговых павильонов на месте зеленого бульвара.
Почему так происходит?
С одной стороны, потому, что получение необходимых разрешений и согласований у чиновников, как правило, не представляет для строителей больших проблем (насколько бескорыстно это делается - отдельная тема).
А с другой стороны, потому, что норма Градостроительного кодекса, обязывающая исполнительную власть заранее оповещать граждан о любом готовящемся строительстве, организовывать общественные обсуждения и выяснять их мнение, в Петербурге фактически мертва.
Нет-нет, с формальной стороной дела все в порядке. Упомянутое распоряжение губернатора говорит о том, кто и как организует слушания и как учитываются их результаты. Но составлено это распоряжение так хитро, что ничто не мешает администрации собрать под видом «слушаний» пять-шесть человек, из которых большинство составят представители застройщика или чиновники районной администрации, после чего написать бумагу о том, что общественность все одобрила. Прецедентов такого рода было уже немало. Так, в Кировском районе, согласно протоколу о проведении слушаний, из семи участников только один был жителем «спорной» территории, все остальные представляли или строителей, или администрацию, или муниципальный совет. В Калининском районе объявление о проведении слушаний появилось в муниципальной газете... через две недели после того, как эти слушания прошли. Само собой, результат этого «выяснения общественного мнения» оказался для строителей вполне благоприятным.
Если бы указанные вопросы регулировались законом и принимались публично и открыто - скорее всего, порядок проведения слушаний был бы иным. Но закона нет - на протяжении двух последних лет его никак не могут принять, поскольку городская исполнительная власть раз за разом упорно накладывает вето. И это не зависит от личностей, возглавляющих администрацию: совершенно одинаковую позицию сопротивления занимали и Владимир Яковлев и Александр Беглов. И понятно почему: когда администрация сама себе устанавливает правила игры - они, конечно же, оказываются для нее весьма удобными...
И все же теперь закон придется принимать. Группа депутатов Законодательного собрания обратила внимание на то, что городской устав позволяет администрации издавать нормативные акты только в тех случаях, когда это прямо ей поручено каким-либо законом. Скажем, если в питерском законе записано, что администрация устанавливает надбавки к зарплате бюджетников, - губернатор имеет право подписать распоряжение о том, кому и какие надбавки положены. Но и только.
Между тем, по словам юриста Ольги Покровской, представлявшей группу депутатов в Уставном суде, не существует ни одного - ни федерального, ни городского закона, который бы поручал администрации самой устанавливать порядок проведения общественных слушаний и порядок учета мнения граждан. И уже на этом основании распоряжение 994-р должно быть признано незаконным. Уставный суд, после долгих дискуссий, с этой точкой зрения согласился. Решение вступит в силу через три месяца - за это время должен появиться соответствующий закон. Хотелось бы верить, что он даст гражданам более надежную защиту, чем сейчас.

Владимир МАКСИМОВ