Безумству таланта

29 октября 2003 10:00

- Вы знаете, они больше всего любят реализм, вот Шишкин для них - это да. Малевич? Нет, альбомов с его рисунками у нас на полках нет. Дело в том, что они очень любят срисовывать и срисовывают, как правило, то, что попроще. И мы боимся: увидев квадратики и треугольнички, они тут же начнут копировать эти замечательные картины, не понимая при этом их значимость, - говорит Владимир Барсуков, руководитель изостудии психиатрической больницы им. П.П. Кащенко.




Поклонники без ума от пейзажей Светланы Сивковой


В пятницу в Музее Блока открылась выставка работ пациентов этого стационара. Речь идет не о московской лечебнице - знаменитый врач Петр Петрович Кащенко родился и вырос в селе Никольское под Гатчиной, где и открыл психиатрическую больницу. А три с половиной года назад в ней появилась изостудия. Сегодня на ее счету уже три выставки в Москве теперь и первая - в Петербурге.
Около пятидесяти шедевров, выполненных акварелью, гуашью, карандашом. К счастью, организаторы экспозиции не стали сводить все к тому, что рисунки сделаны заведомо нездоровыми людьми и именно на этом основании представляют особую художественную ценность. Впрочем, есть и такие работы, как к ним относиться - решать зрителю. Вот, например, картина под названием «Это закат в космосе и земля, и немного печали, и немного любви и одиночества», на которой старательно выписанная яркими карандашами радуга, хотя цвета порой и расположены не в том порядке. «Вы бы видели, как человек создавал эту работу, - говорит Владимир Барсуков, - с каким напряжением, с какой болью. Конечно, я вижу здесь и тоску, и грусть...» Здесь - как с детскими рисунками: вы можете верить в их искренность и глубину, но вряд ли дадите убедить себя в их значимости для большого искусства.
По-другому обстоит дело с рисунками Светланы Сивковой и Леонида Канищева (кстати, отнюдь не под всеми работами стоит фамилия автора, некоторые художники просят написать только имя). Целая серия карандашных портретов товарищей по палате Леонида Канищева действительно открывает зрителю новый взгляд на человека. Презрение к симметрии и форме, желание заглянуть в глаза, а не просто обозначить белым бумажным просветом их блеск - заставляют и вас увидеть не только талантливые штрихи графита. Пейзажи Светланы Сивковой, по-моему, просто профессиональны: необыкновенно красивые сочетания цветов в «Восходе над пустыней», желчность и желтость фонаря, разливающего свет между угрюмых городских домов.
В Музее Блока собрали произведения авторов настолько разных, что о них можно говорить бесконечно долго. Известный иконописец Александр Иванов, работающий теперь только в периоды, когда болезнь оставляет его, и в эти дни занимающийся восстановлением иконостаса в больничной церкви. Светлана М. с ее «Военным сюжетом», на котором какие-то здания, танки и животное - оседланное и подписанное «военный осел»... Не увидеть в рисунке социальной значимости невозможно. Одним зимним вечером Света сидела в студии и смотрела в окно, на летящие белые хлопья: «А я, когда идет снег, всегда радуюсь за медведя». Потом объяснила: снег укрывает берлогу мягкой шубой, и медведю становится теплее.

Алексей КОБЫЛКОВ
фото Александр ГУТОРКИН



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close