Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

"Мы просто не платим им зарплату, а завод работает"

18 марта 2015 17:47 / Экономика / Теги: забастовка, конфликт, форд

Забастовщики на всеволожском заводе "Форд" не могут договориться с работодателями.

Прокуратура уже вынесла предостережение профсоюзному лидеру Артему Яшенкову (утверждают, что бастует не по Трудовому кодексу), Яшенков же обещает увеличить число бастующих, потому что терять с зарплатами в 20 тысяч им нечего.

Накануне на заводе Ford Sollers во Всеволожске стартовала бессрочная забастовка. Участие в ней приняли около 120 человек. Была заблокирована работа кузовного цеха, а цех сборки 16 марта выпустил 20 процентов от плана. И это далеко не предел, говорит председатель первичной профсоюзной организации "Форд" Артем Яшенков.

Профсоюз требует компенсации в размере от 4 до 18 окладов в зависимости от стажа при сокращении сотрудников, повышения заработной платы в 2015 г. В соответствии с уровнем инфляции – оплаты простоя производства по вине работодателя в размере средней зарплаты, а не в две трети от нее, как это предусмотрено законодательством.

По словам Яшенкова, в общей сложности в прошлом году завод отправлял сотрудников в "вынужденный отпуск" на 3,5 месяца. Ко всему прочему, работников перевели на неполную рабочую неделю. "Таким образом, если в среднем на предприятии оклад составляет 44 тыс. руб., то при неполной рабочей неделе мы получаем дай бог 30 тыс. А прибавьте к этому еще простои, предполагающие две трети от зарплаты, то вообще выходит 20 тыс. Ну и кто на это будет существовать, тем более в нынешних экономических условиях?" – возмущается Яшенков, добавляя, что, по непроверенной информации, в мае планируется переход на трехдневную рабочую неделю, что означает, что зарплаты еще сильнее упадут.

Отвечая на вопрос "Новой", зачем работникам "золотые парашюты", если сокращений, по данным руководства "Форд", не проводилось и проводить не собираются, Яшенков отмечает, что, "по официальным данным, за полтора года действительно было сокращено всего 30 человек, однако фактически штат сократился в два раза – с трех тысяч до полутора". "Их сокращали по программе добровольного увольнения – с компенсацией в четыре оклада", – объясняет он.

По его словам, все трудности дирекция предприятия объясняет сложной экономической ситуацией в стране.

Присоединились к забастовке и члены Межрегионального профсоюза "Рабочей ассоциации". По словам представителя ячейки МПРА на заводе Ford Sollers Игоря Темченко, если переговоры с руководством завода ни к чему не приведут, они либо продолжат бастовать до победного, либо придумают что-то другое. Всего Темченко рассказывать не стал, заметив, что речь идет о чем-то крайне интересном.

В день старта забастовки состоялся первый раунд переговоров между работниками и руководством предприятия, но они ни к чему не привели.

По словам Темченко, работодатель не готов к нормальному диалогу. Зато к монологу оказалась готова всеволожская горпрокуратура Ленинградской области, которая прибыла к заводу буквально через час после начала забастовки. Надзорный орган поспешил объявить предостережение Яшенкову "о недопустимости нарушений закона". Как следует из сообщения, опубликованного на сайте прокуратуры Ленобласти, в надзорный орган поступила информация, что "с 16 по 19 марта 2015 г. сотрудниками цеха сборки и кузовного цеха планируется забастовка в связи с требованиями о повышении зарплаты и решением других вопросов".

"В соответствии со статьей 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку, – говорится в сообщении. – Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами".

"Когда мы им жалуемся на работодателей, так месяц их не дождешься, зато тут подсуетились", – возмущается Темченко. Какую норму конкретно нарушил Яшенков, понять из публикации прокуратуры нельзя. Однако профсоюзный лидер с соратниками уже пообещал, что к забастовке с каждым днем будет присоединяться все больше народу, поскольку "работников, готовых бастовать, подавляющее число". "Кому все равно, давно ушли. Остались только действительно заинтересованные", – добавляет он.

Несмотря на утверждение лидеров профсоюза о том, что в первый день забастовки цех сборки выполнил только 20 процентов от нормы, руководство завода стоит на своем: забастовка никак не отразилась на производстве. "К забастовке присоединилось всего 10 процентов сотрудников, поэтому работа продолжается в штатном режиме. Их требования неадекватны текущей ситуации. Зарплаты не сокращались и сокращаться не будут, то же касается и сокращения штата", – заявила в беседе с "Новой" представитель пресс-службы завода Елизавета Новикова.

По словам Новиковой, бастовать работники могут сколько угодно: "Мы просто не платим им зарплату, а завод работает".

Ford Sollers находится в затруднительном положении с прошлого года. Он простаивал с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня, с июня перешел на односменный режим. В этом году на заводе были продлены новогодние каникулы до 19 января.

На заводе во Всеволожске производят Ford Mondeo и Ford Focus. По данным АЕБ, в 2014 г. продажи Ford Focus упали на 58% по сравнению с 2013-м, Ford Mondeo – на 47%. Продажи автомобилей Ford в России в феврале 2015 г. упали на 77,8%.